Большая Советская энциклопедия - дневник
Связанные словари
Дневник
подневные записи одного лица или коллектива, ведущиеся синхронно событиям их жизни (ср. Мемуары). Внешняя, но более других обязательная примета Д. — обозначение дат. Реальные Д. (впервые получившие широкое распространение в Англии 17 в.) могут рассматриваться как род исторических, историко-биографических или историко-культурных документов: например, судовой Д. мореплавателя Дж. Кука, лицейский Д. декабриста В. К. Кюхельбекера, Д. цензора А. В. Никитенко, публициста А. С. Суворина, многочисленные писательские Д. (В. Скотта, Стендаля, братьев Гонкур, Т. Г. Шевченко, Л. Н. Толстого и др.).
Д. может выступать также как форма художественного повествования. В русской и европейской литературе 18 в. Сентиментализм, возбудивший интерес к внутреннему миру личности, культивирует Д. как форму «самонаблюдения»; «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна, «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина оформлены как дорожные Д. В 19 в. писатели передают дневниковую форму повествования вымышленному герою ради углублённого исследования «истории души человеческой» (М. Ю. Лермонтов); например, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени». При этом возникают возможности стилизации, сложной речевой игры, связанной со всё большим отделением автора от персонажа («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя). Реалисты 19 в. прибегают к жанровым разновидностям, близким к художественным Д. — «запискам» («История вчерашнего дня» Л. Н. Толстого), «письмам» («Бедные люди» Ф. М. Достоевского), «исповеди» (тетрадь Ипполита в романе Достоевского «Идиот»). Образцы использования формы Д. в советской литературе: «Дневник Кости Рябцева» Н. Огнёва, «Деревенский дневник» Е. Дороша.
Среднее место между Д. как документом и Д. как литературным жанром занимают писательские Д., заранее предназначенные для опубликования («Дневник» Ж. Ренара, «Опавшие листья» В. В. Розанова, «Ни дня без строчки» Ю. К. Олеши и др.); автобиографизм обдуманно сочетается в них с широтой наблюдений и размышлений. «Дневник писателя» Достоевского (70-е гг. 19 в.), обращённый к современному читателю, — образец использования формы Д. в сфере художественной публицистики. Иногда художественный интерес приобретают Д. «частных лиц», благодаря искренности и правдивости («Дневник Анны Франк», «Дневник Нины Костериной»).
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978