Большая Советская энциклопедия - джотто ди бондоне
Связанные словари
Джотто ди бондоне
С именем Д. связан переворот в развитии итальянской живописи. Смело порывая со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийской живописи, Д. вносит в религиозные сюжеты земное начало. Сцены евангельских легенд он изображает с небывалой жизненной убедительностью, превращая их в исполненный драматизма, увлекательный рассказ. К числу ранних работ Д. относятся некоторые из фресок Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (между 1290 и 1299). Фрески выполнялись группой мастеров, поэтому достоверные произведения Д. определить трудно (ряд исследователей отрицает авторство Д.). В начале 1300-х гг. Д. посетил Рим. Знакомство с позднеантичной живописью и произведениями П. Каваллини повлияло на его творчество. В 1304‒06 Д. создаёт своё главное произведение ‒ росписи капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе. Расположенные на стенах капеллы в 3 яруса, росписи воссоздают в последовательном порядке историю жизни Марии и Христа. Решение темы в виде ряда драматических эпизодов, соблюдение в каждой композиции единства времени и места, небывало энергичное построение объёмов и пространства сценической площадки, простота ситуаций и пластическая выразительность жестов, светлый, праздничный колорит делают росписи выдающимся произведением проторенессансной живописи в Италии. Исполненные сдержанности и достоинства герои Д. отражают становление представлений о ценности человеческой личности и земного бытия. В начале 14 в. Д. выполняет росписи в церкви Бадия во Флоренции (1300‒02; фрагменты обнаружены в 1966), а также ряд алтарных образов, среди которых наиболее известна «Мадонна во славе» («Мадонна Оньиссанти»; 1310‒20, Галерея Уффици, Флоренция). Сохраняя традиционную композицию, Д. достигает большей убедительности пространственного построения, монументальности и внутренней значительности образа. К позднему периоду творчества Д. относятся росписи капелл Перуцци (около 1320) и Барди (1320‒25) во флорентийской церкви Санта-Кроче на темы житий Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста, Франциска Ассизского. Органически связанные с архитектурой капелл, росписи отличаются спокойной торжественностью, архитектонической стройностью композиции, сдержанностью цветовой гаммы.
Д. приписывают проект кампанилы (колокольни) флорентийского собора, которой при готическом характере декора свойственны ясная расчленённость и ритмическая соразмерность частей (строительство начато в 1334, продолжено в 1337‒43 Андреа Пизано, завершено около 1359 Ф. Таленти). Творчество Д. оказало огромное влияние на развитие итальянского искусства, которое сказывалось как в работах его учеников (Таддео Гадди), так и в произведениях многих крупнейших мастеров 14‒15 вв. (Альтикьеро, Аванцо, Мазаччо, Кастаньо) и Высокого Возрождения (Микеланджело).
Лит.: Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М. ‒ Л., 1939; Лазарев В. Н., Происхождение итальянского Возрождения, т. 1, М., 1956, с. 110‒22; [Данилова И.], Джотто. [Альбом], М., 1970; Gnudi С., Giotto, Mil., 1958; Salvini R. (red.), Tutta la pittura di Giotto, 2 ed., Mil., 1962; Bucci М., Giotto, Firenze, [1966]; Vigorelli G., Baccheschi E., L'opera completa di Giotto, Mil., 1966.
И. Е. Данилова.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978