Большая Советская энциклопедия - ермолова мария николаевна
Связанные словари
Ермолова мария николаевна
В пьесах современных авторов (А. А. Потехин, И. В. Шпажинский, Н. Я. Соловьев, С. А. Пальм, Н. Е. Вильде и др.), не поднимавшихся до постановки значительных проблем. Е. сумела создать образ современницы, наделённой нерастраченными богатствами ума и сердца, способной на сильные самоотверженные чувства (учительница Лонина ‒ «На пороге к делу» Соловьева, и др.).
После Катерины Е. исполнила много ролей в пьесах Островского (Юлия Тугина ‒ «Последняя жертва», Евлалия ‒ «Невольницы», Кручинина ‒ «Без вины виноватые»). Образ актрисы-демократки, жертвующей личным счастьем ради артистического призвания, создала Е. в роли Негиной («Таланты и поклонники» Островского, 1881). Тяготение к конфликтам большого общественного и нравственного масштаба, возвышенный взгляд на человека обращали Е. к классике (леди Анна, леди Макбет ‒ «Ричард III» и «Макбет» Шекспира). В образе Иоанны Д'Арк («Орлеанская дева» Шиллера, 1884), раскрывая нравственный максимализм героини, её жертвенную готовность страдать за народ, Е. отражала настроения передовой русской интеллигенции 80-х гг. 19 в. Черты хрупкости, обречённости и одновременно духовной силы, героического бесстрашия, характерные для Иоанны-Е., присутствовали также и в образе Марии Стюарт («Мария Стюарт» Шиллера, 1886). Е. выступала на сцене до 1921. Последняя роль ‒ Мамелфа Дмитриевна («Посадник» А. К. Толстого). Е. первой в Советском Союзе получила звание народной артистки Республики. В 1970 в Москве открыт Музей-квартира М. Н. Ермоловой (филиал Центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина).
Лит.: Мария Николаевна Ермолова. Письма. Из литературного наследия. Воспоминания современников, М., 1955; Марков П. А., Театральные портреты. Сб. статей. М. ‒ Л., 1939; Дурылин С. Н., М. Н. Ермолова, М., 1953; М. Н. Ермолова, 1853‒1928. [Альбом], М., 1954.
Т. М. Родина.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978