Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - фальконе этьенн морис

Фальконе этьенн морис

Фальконе (Falconet) Этьенн Морис (1.12.1716, Париж, √ 24.1.1791, там же), французский скульптор. Сын столяра. В детстве занимался резьбой по дереву; в 1734√44 учился у скульптора Ж. Б. Лемуана в Париже. Одно из первых значительных произведений Ф. √ группа «Милон Кротонский» (гипсовая модель, 1744, Эрмитаж, Ленинград; мрамор, 1754, Лувр, Париж) √ отличается барочным драматизмом. В 1750-е √ начале 1760-х гг. Ф. создавал аллегорические и мифологические статуи и группы («Пигмалион», 1763, там же, и др.), а гакже модели для севрских статуэток из бисквита («Купальщица», в 1757√1766 Ф. руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры); в этих произведениях чувственность искусства рококо сочетается с чистотой форм, свойственной классицизму 18 в.

Талант Ф.-монументалиста в полную силу раскрылся в период пребывания скульптора в России (1766√78) и его работы над памятником Петру I, установленному на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов) в Петербурге (голову Петра I моделировала ученица Фальконе М. А. Колло). В духе просветительской философии 18 в. Ф., по его словам, представил Петра как «созидателя, законодателя, благодетеля своей страны». Пьедесталом памятника послужила гранитная скала, обработанная в форме морской волны. Мощная бронзовая фигура всадника, осадившего и вздёрнувшего на дыбы скачущего коня, полна героического пафоса; стремительный порыв органично сочетается в ней с торжественным величием. Блестящее воплощение нашли в памятнике (за которым благодаря одноименной поэме А. С. Пушкина закрепилось название «Медный всадник») идеи могучего подъёма страны, драматические сложности переломного момента в истории. Важную роль в образно-пластическом решении этого лучшего произведения Ф. играет тонко продуманное многообразие аспектов его восприятия. Ф. продемонстрировал умение преодолевать технические трудности (фигура коня опирается на задние ноги и хвост, прикрепленный к змее, символизирующей зависть и козни врагов).

═ Не дождавшись открытия памятника (1782), Ф. в 1778 уехал в Голландию, а в 1780 вернулся во Францию (последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не работал). значительное место в наследии Ф. занимают теоретические сочинения мастера, тесно связанные с эстетикой французских просветителей (Д. Дидро и др.).

═ Соч.: CEuvres..., t. 1√6, Lausanne, 1781, 3ed., Gen., 1970; в рус. пер., в кн.: Мастера искусства об искусстве, т. 3, [М., 1967].

═ Лит.: Аркин Д., Медный всадник, М. √ Л., 1958; Зарецкая З. В., Фальконе, Л. √ М., [1965]; Каганович А. Л., «Медный всадник», Л., 1975; Levitine G., The sculpture of Falconet. Greenwich, 1972.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое фальконе этьенн морис
Значение слова фальконе этьенн морис
Что означает фальконе этьенн морис
Толкование слова фальконе этьенн морис
Определение термина фальконе этьенн морис
falkone etenn moris это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины