Большая Советская энциклопедия - форд
Связанные словари
Форд
I
(Ford)
Генри (30.7.1863, близ Дирборна, штат Мичиган, – 7.4.1947, Дирборн), американский промышленник, один из основателей автомобильной промышленности США. С 1879 ученик механика в Детройте. Несколько лет работал механиком в различных компаниях. С 1893 главный инженер «Эдисон ильюминейтинг компани», а в 1899–1902 – «Детройт отомобил компани». В 1892–93 создал свой первый автомобиль с 4-тактным двигателем внутреннего сгорания (4 л. с.). В 1903 основал «Форд мотор», которая впоследствии стала одной из крупнейших в мире автомобильных компаний. На своих заводах широко внедрял стандартизацию и ввёл конвейерную сборку. Свои представления об организации труда и производства изложил в произведениях «Моя жизнь и работа» (1922, рус. пер. 1924), «Сегодня и завтра» (1926), «Движение вперёд» (1930). См. Фордизм.
II
(Ford)
Джералд Рудолф (р. 14.7.1913, Омаха, штат Небраска), государственный деятель США. Родился в семье мелкого предпринимателя. Окончил Мичиганский (1935) и Йельский (1941) университеты. В 1942–46 служил в военно-морском флоте. После демобилизации занимался некоторое время юридической практикой. В 1948–73 Ф. – член палаты представителей от Республиканской партии; в 1965–73 лидер республиканцев в палате. В октябре 1973 (после отставки вице-президента С. Агню) назначен президентом Р. Никсоном на пост вице-президента (утвержден в должности конгрессом в декабре 1973). 9 августа 1974 вследствие отставки Никсона стал президентом США. Став президентом, Ф. в целом продолжал внутреннюю и внешнюю политику прежней администрации. В частности, он заявил о стремлении сохранить основные направления внешнеполитического курса, сложившегося в начале 70-х гг. В 1974–75 состоялись встречи Ф. с Генеральным секретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым в районе Владивостока (ноябрь 1974) и в Хельсинки (июль – август 1975). Вместе с тем правительство Ф. не отказалось от попыток усиления военного потенциала США. В 1975 Ф. провозгласил т. н. Тихоокеанскую доктрину, рассчитанную на усиление позиций США в Юго-Вост. Азии и районах Тихого океана. В области внутренней политики главными для Ф. были экономические проблемы, прежде всего кризисное состояние экономики США. Многие действия Ф. встречали оппозицию со стороны конгресса, стремившегося расширить свои полномочия во внутренней и внешней политике США. На президентских выборах 1976 потерпел поражение.
III
(Ford)
Джон (апрель 1586, Ислингтон, – около 1639, место смерти неизвестно), английский драматург. Несоответствие действительности идеалам чести и благородства составляет пафос ранней прозы («Торжествующая честь», 1606) и поэзии Ф. С 1613 выступает только как драматург, обычно в соавторстве с Т. Деккером или У. Роули. Погружаясь в глубины психологии, Ф. показывает героев, одержимых роковыми страстями, жертв трагической судьбы («Нельзя её развратницей назвать», 1633; «Разбитое сердце», 1633). Автор исторической пьесы-хроники «Перкин Уорбек» (1634). Творчество Ф. представляет собой заключительный этап в развитии англ. ренессансной драмы.
Соч.: Five plays. Ed. with an introd, and notes by Н. Ellis, N. Y., 1957.
Лит.: История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956; Anderson D. K., J. Ford, N. Y., 1972.
IV
(Ford)
Джон (настоящие имя и фамилия – Шон Алоизнус О'Фини, O'Feeney) (1.2.1895, Кейп-Элизабст, Мэн, – 31.8. 1973, Палм-Спрингс, Калифорния), американский кинорежиссёр. По национальности ирландец. Учился в колледже г. Портленд. В 1914 приехал в Голливуд, работал ассистентом режиссёра, с 1917 режиссёр. В 1920–30 ставил ковбойские фильмы, внося в традиционную форму «вестерна» прогрессивное социальное содержание, глубоко раскрывая психологию действующих лиц. Фильмы Ф. отмечены высоким мастерством режиссуры, изобразительного решения, для них характерны повествовательный ритм, точно воссозданная атмосфера действия. Лучшие работы режиссёра связаны с экранизацией литературных произведений, которые он, как правило, обогащал кинематографической трактовкой. Ф. стремился найти исключительное в обычных обстоятельствах, героизм в повседневном, смешное в трагической ситуации. Главное для него – исследование человеческого характера в критический момент. Поставил фильмы: «Эрроусмит» (1932, по роману С. Льюиса), «Погибший патруль» (1934, по пьесе Ф. Мак-Дональда), «Осведомитель» (1935, по роману Л. О'Флаэрти), «Плуг и звёзды» (1937, по роману Ш. О'Кейси), «Дилижанс» (1939, в сов. прокате «Путешествие будет опасным»), «Юный мистер Линкольн» (1939), «Гроздья гнева» (1940, по роману Дж. Стейнбека), «Долгий путь домой» (1940, по пьесам О 'Нила), «Как зелена была моя долина» (1941, по роману Р. Левелина), «Моя дорогая Клементина» (1946), «Рио Гранде» (1950), «Цена славы» (1952), «Последнее ура» (1957), «Осень Чейенов» (1964) и др. Снял документальные фильмы: «Битва за Мидуэй» (1942), «Мы отплываем в полночь» (1943), «Это – Корея» (1951).
Лит.: Эйзенштейн С., Мистер Линкольн мистера Форда, Избр. произв., т. 5, М., 1968; Mitry J., John Ford, t. 1–2, P., 1954; KezichT., John Ford, Parma, 1958.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978