Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - гладков

Гладков

I

Гладко́в

Александр Константинович [р.17(30).3.1912, Муром], русский советский драматург. Начал печататься в 1929. Автор переведённой на многие языки героической комедии в стихах «Давным-давно» (первое название — «Питомцы славы», 1941; фильм «Гусарская баллада», 1962) из времён Отечественной войны 1812. Пьесы «Бессмертный» (совместно с А. Арбузовым, 1942), «Новогодняя ночь» (1945), «До новых встреч!» (1956), «Первая симфония» (1957), «Ночное небо» (1959) и др. посвящены главным образом молодёжи, романтике подвига. Г. написал также киноповести «Бумажные цветы» (совместно с Н. Оттеном, 1961) и «Иегудиил Хламида» (1969), статьи о творчестве А. Платонова, В. Кина и др.

Соч.: Давным-давно. М., 1960; Мейерхольд говорит, «Новый мир», 1961, № 8; Воспоминания, заметки, записи о В. Э. Мейерхольде, в сборнике: Тарусские страницы, Калуга, 1961.

Лит.: Дубинская А., Давным-давно, в сборнике: Театр, М., 1944; Максимова В., Питомцы славы, «Искусство кино», 1962, № 12.

И. И. Подольская.

II

Гладко́в

Федор Васильевич [9(21).6.1883, с. Чернавка, ныне Саратовской обл., — 20.12.1958, Москва], русский советский писатель. Член КПСС с 1920. Родился в семье крестьян-старообрядцев. Окончил в Екатеринодаре (ныне Краснодар) городское училище, с 1902 учительствовал в Забайкалье. Начал печататься в 1900 (рассказ «К свету») в провинциальных газетах. В 1906 в Ейске участвовал в революционном социал-демократическом движении. Вскоре был арестован, сослан на три года в Верхоленский уезд. В 1914—17 учительствовал на Кубани. В период белогвардейской оккупации был в большевистском подполье. Добровольцем ушёл в Красную Армию. В 1920 редактировал газету «Красное Черноморье» (Новороссийск). В 1921 переехал в Москву. В 1923 вошёл в литературную группу «Кузница». Ранние произведения Г. посвящены жизни рабочего люда, крестьянской бедноты, босяков. В 1908—09 написал повесть о политических ссыльных «Изгои» (опубликована 1922). В 1917 М. Горький, с которым Г. переписывался с 1902, поместил в «Летописи» его рассказ «Единородный сын» («Пучина»). В первые послереволюционные годы, обращаясь к острым современным темам, Г. отдал дань формальному новаторству (рассказ «Огненный конь», 1923; пьесы «Бурелом», 1921, «Ватага», 1923).

Широкую известность приобрёл роман Г. «Цемент» (1925), в котором передана героика трудовых подвигов рабочего класса, сила вдохновляющих идей Коммунистической партии, созданы образы коммунистов. Для романа характерны героизация событий, приподнятость стиля. Высоко оценил «Цемент» М. Горький, отметивший, что в этой книге «... впервые за время революции крепко взята и ярко освещена наиболее значительная тема современности — труд». При этом, однако, Горький критиковал язык книги — вычурный и засорённый диалектизмами (Собр. соч., т. 29, 1955, с. 438, см. также с. 439). Впоследствии автор вносил исправления в каждое новое издание романа. «Цемент» стоит в ряду классических книг сов. литературы. В 1932 выходит сб. «Маленькая трилогия», куда вошли сатирические рассказы, написанные в 1926—30: «Головоногий человек», «Непорочный чёрт» и «Вдохновенный гусь». Повести «Новая земля» (1930) и «Пьяное солнце» (1932) рассказывали о новых людях, о советской деревне. Значительным этапом в творчестве Г. был роман «Энергия» (1932—38), созданный на материале строительства Днепрогэса и др. строек первых советских пятилеток. Г. стремился показать энергию масс, увлечённых идеей социалистического созидания. Язык 1-й книги романа подвергся резкой критике в ст. М. Горького «О прозе» (см. там же, т. 26, 1953, с. 401—02), Г. неоднократно перерабатывал роман и всё же не считал его завершенным. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 написаны рассказы о людях уральских оборонных заводов, повесть «Клятва» (1944) — о вдохновенном труде ленинградских рабочих, эвакуированных на Урал.

В послевоенные годы Г. создал автобиографическую трилогию — «Повесть о детстве» (1949; Государственная премия СССР, 1950), «Вольница» (1950; Государственная премия СССР, 1951), «Лихая година» (1954), — в которой во многом продолжил горьковские традиции. Глубокое знание народной жизни позволило писателю создать яркие образы крестьян и рабочих дореволюционной России, утвердить величие их труда, показать пробуждение народа. Язык автобиографических повестей богат, ясен, поэтичен, насыщен народными речениями. В последние годы Г. работал над 4-й частью эпопеи — повестью «Мятежная юность» (не законченной), создал ряд литературных портретов писателей и общественных деятелей, выступал со статьями о литературе и языке (сборник «О литературе», 1955), с публицистическими статьями. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Соч.: Собр. соч., т. 1—8, М., 1958—59; Мятежная юность. Очерки. Статьи. Воспоминания, М., 1961; Автобиография, в кн.: Советские писатели, Автобиографии, т. 1, М., 1959; М. Горький — Ф. В. Гладков. [Переписка], в кн.: Литературное наследство, т. 70, М., 1963.

Лит.: Уханов И. П., Творческий путь Ф. Гладкова, М., 1953; Брайнина Б. Я., Федор Гладков. Очерк жизни и творчества, М., 1957; Ульрих Л., Горький и Гладков, Таш., 1961; её же, Творчество Федора Гладкова, Таш., 1968; Ф. Гладков. Воспоминания современников. Сб., М., 1965; Пахомова М. Ф., Автобиографические повести Ф. В. Гладкова и традиции М. Горького, М.—Л., 1966; Воложенин А. П., Федор Гладков. Жизнь и творчество, М., 1969; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиография, указатель, т. 1, Л., 1958; Библиография текстов Ф. В. Гладкова. 1900—1964, М., 1965.

Л. Н. Ульрих.

Ф. В. Гладков. «Цемент» (Москва, 1932). Илл. Б. А. Дехтерёва.

Ф. В. Гладков.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гладков
Значение слова гладков
Что означает гладков
Толкование слова гладков
Определение термина гладков
gladkov это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины