Большая Советская энциклопедия - горький
Связанные словари
Горький
I
Го́рький
Максим (псевдоним; настоящее имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) [16(28).3.1868, Нижний Новгород, ныне г. Горький, — 18.6.1936, Горки, под Москвой], русский советский писатель, основоположник литературы социалистического реализма (См. Социалистический реализм), родоначальник советской литературы. Отец Г. — столяр-краснодеревец М. С. Пешков, мать — В. В. Каширина, дочь владельца красильни. Рано потеряв отца, Г. подростком начал тяжёлую жизнь «в людях». Работал грузчиком, пекарем. Занимался самообразованием. Участвовал в нелегальных народнических кружках, вёл пропаганду среди рабочих и крестьян. После ареста в 1889 находился под надзором полиции. В 1888—89 и 1891—92 странствовал по России.
12 сентября 1892 опубликовал первый рассказ — «Макар Чудра». Войти в литературу Г. помог В. Г. Короленко. В очерках и фельетонах 90-х гг. Г. бичевал «хозяев жизни», мещан, защищал интересы бедноты, рабочих. Его «Очерки и рассказы» (т. 1—3, 1898—99) вызвали небывалый отклик в России и за рубежом.
Выразитель революционного подъёма рабочего класса, Г. уже в 90-е гг. развивал лучшие традиции реализма и романтизма 19 в. В реалистических рассказах о народе («Коновалов», «Челкаш», «Супруги Орловы», «Кирилка» и др.) Г. изображал ростки нового социально-политического сознания, мечты о справедливости и — незрелость протеста, бунтарство одиночек. Легендарно-аллегорические, романтические образы молодого Г. («Старуха Изергиль», 1895; «Песня о Соколе», 1899; «Песня о Буревестнике», 1901) с их пафосом «безумства храбрых» звали к революционному подвигу.
Идейно-общественные искания привели Г. в конце 19 — начале 20 вв. к марксизму. Он солидаризируется с направлением ленинской «Искры», участвует в революционном движении. В прокламации (1901) о разгоне студенческой демонстрации Г. призывал к свержению царизма. По делу о подпольной типографии он был выслан в 1901 в Арзамас. В. И. Ленин в «Искре» (См. Искра) протестовал против преследований «европейски знаменитого писателя...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5, с. 369).
На рубеже 19—20 вв. в романах и пьесах Г. начинается формирование социалистического реализма. В романе «Фома Гордеев» (1899) Г. дал типичные характеры русской буржуазии, её идеологов (Яков Маякин) и отщепенцев (Фома), а из народной массы впервые выделил пролетариат. В романе «Трое» (1900) трагической участи бедняка Лунева, ставшего собственником, противопоставлен путь рабочего Грачева, нашедшего правду в социалистическом кружке. В 1899—1900 Г. знакомится с Л. Н. Толстым и А. П. Чеховым, высоко ценившими его талант, сближается с Московским Художественным театром, поставившим его пьесы «Мещане» и «На дне». Вокруг издательства «Знание» Г. объединил демократических писателей-реалистов (А. Серафимович, А. Куприн, С. Скиталец, И. Бунин, В. Вересаев и др.).
В годы революционного подъёма постановки пьес Г. стали общественным событием, вызывали демонстрации против царизма. В «Мещанах» (1901) русский рабочий впервые предстал как новый герой истории. В пьесе «На дне» (1902), рисуя страдания отверженных, сброшенных капитализмом на «дно» жизни людей, Г. показал вред христианского гуманизма, утешающей лжи. В монологе Сатина («На дне») и в философско-лирической поэме «Человек» (1903) Г. воспел величие человека, его творческий разум. В пьесах «Дачники» (1904), «Дети солнца» и «Варвары» (обе — 1905) он осуждает омещанившуюся либо замкнувшуюся в сфере «чистой» науки интеллигенцию и призывает мастеров культуры творить для народа.
Г. принял активное участие в революционных событиях 1905. За прокламацию 9 января 1905 с призывом свергнуть самодержавие был заключён в Петропавловскую крепость (освобожден под давлением мировой общественности). Летом 1905 вступил в партию большевиков. Участвовал в организации первой большевистской легальной газеты «Новая жизнь», руководимой В. И. Лениным; 27 ноября 1905 в Петербурге впервые встретились Г. и Ленин. В дни Декабрьского вооружённого восстания 1905 в Москве Г. снабжал рабочие дружины оружием и деньгами. В начале 1906 по поручению партии Г. нелегально выехал в Америку, где, несмотря на травлю, агитировал в поддержку рус. революции. Очерки и памфлеты Г. «В Америке» и «Мои интервью» (оба — 1906) разоблачали фальшь буржуазной демократии.
В годы Революции 1905—07 Г. создал выдающиеся произведения социалистического реализма. В пьесе «Враги» (1906) он показал, как забастовочное движение пролетариата поднимается до политической борьбы, как растет в массах влияние большевиков. В романе «Мать» (1906) Г. впервые в литературе изобразил борьбу революционного пролетариата под руководством партии за социализм и рождение в этой борьбе нового человека. В 1907 присутствовал в Лондоне на 5-м съезде партии. Прочитав «Мать» в рукописи, Ленин в беседе с Г. отметил своевременность романа (см. Горький, Собр. соч., т. 17, 1952, с. 7). Переведённая на многие языки, «Мать» стала настольной книгой миллионов.
В 1906—13 Г. жил в Италии, на о. Капри. В годы реакции он сблизился с группой «Вперёд» (См. Группа Вперёд). Ошибочное увлечение Г. «богостроительством» сказалось в повести «Исповедь» (1908). Ленин в письмах к Г. подверг резкой критике «богостроительство», помог писателю укрепиться на марксистских позициях. Обличение самодержавно-полицейского порядка и показ разложения буржуазно-мещанского мира («Последние», 1908; «Васса Железнова», 1-я ред., 1910; «Городок Окуров», 1909) сочетались у Г. с утверждением революционных идей, проникающих в крестьянскую и мещанскую среду («Лето», 1909; «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910—11). Ленин высоко оценил «Сказки об Италии» (1911—13) (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48, с. 47), в которых Г. показал социалистические настроения итальянского пролетариата и восславил трудового человека. Верой в будущее придавленной народной массы пронизаны рассказы сборника «По Руси» (1912—16). В сатирических «Русских сказках» (1912 и 1917) Г. осмеивал черносотенство, шовинизм, «кладбищенскую литературу» декадентов. Лучшее в творчестве Г. 1910-х гг. — автобиографические повести «Детство» и «В людях» (опубликованы в 1913—16). В них с большой художественной силой запечатлен путь человека из низов к высотам культуры, творчества, к борьбе за свободу.
В 1913 Г. вернулся в Россию. Сотрудничал в большевистских газетах «Звезда» и «Правда», в журнале «Просвещение». Г. осудил начавшуюся в 1914 мировую войну. В 1915 основал антивоенный журнал «Летопись», руководил его литературным отделом. Политическая линия публицистического отдела журнала была противоречивой, на что указывал Ленин (см. там же, т. 49, с. 299—300).
В период подготовки и проведения Октябрьской социалистической революции Г. недооценил организующую силу партии, революционного пролетариата, возможность союза его с крестьянством, опасался напора анархо-индивидуалистической мелкособственнической стихии, что отразилось в публицистическом цикле «Несвоевременные мысли» (опубликован в 1917—18 в полуменьшевистской газете «Новая жизнь», которую Г. редактировал). Эта позиция Г. вызвала решительную критику Ленина, который помогал Г. найти пути преодоления ошибок в самой революционной действительности. Впоследствии Г. не раз признавал правоту Ленина (см. М. Горький, Собр. соч., т. 17, 1952, с. 24—27; т. 24, 1953, с. 343; т. 30,1956, с. 45, 301—02, и др.). В 1918—1921 Г. активно участвовал в строительстве социалистической культуры (организация издательства «Всемирная литература» и др.). В годы Гражданской войны и разрухи Г. помогал борьбе с голодом, беспризорностью, заботился об охране художественно-исторических ценностей, о быте учёных. В публицистических статьях 1919—20 призывал передовые силы мира к защите революции. 23 апреля 1920 на чествовании В. И. Ленина в связи с его 50-летием Г. говорил о значении грандиозной работы Ленина для человечества. В июле 1920 Г. присутствовал на 2-м конгрессе Коминтерна.
Осенью 1921 из-за обострения туберкулёзного процесса Г. по настоянию Ленина уехал лечиться за границу (Германия, Чехословакия); в апреле 1924 поселился в Италии (Сорренто). За рубежом Г. организовал по поручению Ленина международную помощь голодающим Поволжья, выступал в защиту завоеваний Октября. Но некоторые заблуждения Г. (преувеличение опасности крестьянского анархизма, отвлечённый гуманизм) сказались в статьях 1922 («О русском крестьянстве», выступление против приговора по делу эсеров).
В 1922 Г. написал повесть «Мои университеты» — 3-ю часть художественной автобиографии. В мемуарном очерке «В. И. Ленин» (1924—31) он с большой художественной силой воссоздал образ «Человека с большой буквы», передал живое обаяние Ленина и демократизм вождя масс, который «прост, как правда». Г. принадлежат также литературные портреты Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, Л. Б. Красина и др. В 1925 Г. опубликовал роман «Дело Артамоновых», в котором история трёх поколений буржуазной семьи дана на фоне русской общественной жизни от реформ 1861 до Октября. В 1928 и 1929 Г. приезжал в СССР; о своих поездках по стране написал очерки «По Союзу Советов» (1929). В 1931 возвратился на родину и развернул широкую литературно-общественную деятельность. Особенно значительны его выступления за мир, демократию и социализм, против фашизма и войн. Г. был организатором и председателем Первого всесоюзного съезда советских писателей (1934), энергично содействовал развитию литературы народов СССР. Он создал и редактировал многие журналы и книжные серии («Наши достижения», «СССР на стройке», «За рубежом», «История гражданской войны», «История фабрик и заводов», «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта» и др.).
1930-е гг. — время нового расцвета драматургии Г. Пьесы «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), «Васса Железнова» (1935, 2-я ред.) утверждали неизбежность гибели капитализма и победы социалистической революции.
Крупным достижением социалистического реализма стало итоговое произведение Г. — монументальный роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (1925—36; 4-я часть не была завершена). В этой «...движущейся панораме десятилетий» (Луначарский А. В., Собр. соч., т. 2, 1964, с. 197) отразились исторические события сорока предоктябрьских лет русской жизни, острая идейно-общественная борьба эпохи. Главная тема романа — разоблачение «самгинщины», буржуазного индивидуализма. В «самгинщине» типизировано поведение той части буржуазной интеллигенции, которая на подъёмах революции «примыкала» к ней, а по существу предавала её. Большевик Степан Кутузов и др. революционеры в ходе идейной борьбы побеждают Самгина и ему подобных. Роман глубоко раскрывает противоречия действительности, показанной в её революционном развитии.
Великий художник слова, Г. был и выдающимся литературным критиком, публицистом. Мысли Г. о роли труда, о значении фольклора для национальной культуры, о народности как источнике силы русской литературы, об активном гуманизме советской литературы вливались в русло исканий советской эстетики 1920 — начале 1930-х гг., завершившихся созданием теоретических основ социалистического реализма. Г. определял его как «...реализм людей, которые... перестраивают мир...», и считал главным его признаком способность отражать действительность в революционной перспективе, смотреть на прошлое «...с высоты... целей будущего» (статьи 1933 «О кочке и точке», «О социалистическом реализме», Собр. соч., т. 27,1953, с. 44, 12). Г. неустанно защищал права романтического начала в советском искусстве. Главной задачей советских писателей он считал воспитание нового, социалистического человека.
Величие и мировое значение творчества Г. в том, что он выразил идеи и стремления русского революционного пролетариата, способствовал созданию социалистического общества и новой советской культуры. Творчество Г. оказывает большое влияние на советскую многонациональную и мировую литературу. Р. Роллан, А. Франс, Б. Шоу, Дж. Лондон, Лу Синь и др. прогрессивные писатели высоко оценили вклад Г. в искусство нового мира.
Основополагающими являются высказывания В. И. Ленина о Г. как пролетарском писателе, который «...крепко связал себя... с рабочим движением России и всего мира...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 19, с. 153). Марксистская критика (В. В. Воровский, А. В. Луначарский, С. Г. Шаумян) ещё до Октября повела борьбу за верное понимание творчества Г. Начало его изучению в советскую эпоху положили работы 20—30-х гг. (Луначарский, С. Д. Балухатый, И. А. Груздев, В. А. Десницкий, Н. К. Пиксанов и др.). В послевоенные годы горьковедение выделилось в специальную отрасль истории советской литературы.
Г. похоронен 20 июня 1936 в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены. Его именем названы г. Нижний Новгород, МХАТ, Ленинградский Большой драматический театр и др. Созданы музеи Г. в Москве, г. Горьком, Казани, Куйбышеве, с. Мануйловке Полтавской области УССР.
Соч.: Собр. соч., 2 изд., т. 1—25, М. -— Л., 1933-34; Собр. соч., т. 1—30, М., 1949—56; Архив А. М. Горького, т. 1—13, М., 1939—71; Горький и советские писатели. Неизданная переписка, в кн.: Литературное наследство, т. 70, М., 1963, т. 72, М., 1965.
Лит.: Биография, документы, воспоминания: В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, документы, 3 изд., М., 1969; Летопись жизни и творчества А. М. Горького, т. 1—4, М., 1958—60; Груздев И. А., Горький и его время. 1868—1896, 3 изд., М., 1962; его же, Горький, М., 1958; М. Горький в воспоминаниях современников, М., 1955.
О творчестве: М. Горький. Материалы и исследования, т. 1—4, М. — Л., 1934—51; Горьковские чтения, т. 1—10, М., 1940—68; Пиксанов Н. К., Горький и фольклор, 2 изд., Л., 1938; его же, Горький и национальные литературы, М., 1946; Белкина Н. П., В творческой лаборатории Горького, М., 1940; Касторский С. В., «Мать» Горького. Творческая история повести, Л., 1940; его же, Горький-художник. Очерки, М. — Л., 1963; История русской литературы, т. 10, М. — Л., 1954; Новиков В. В., Творческая лаборатория Горького-драматурга, М., 1965; Панков В., Советская действительность в изображении Горького, 2 изд., М., 1957; Волков А. А., М. Горький и литературное движение советской эпохи, М., 1958; его же, Путь художника. Максим Горький до Октября, М., 1969; Горький в эпоху первой русской революции, М., 1955; Воровский В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956; Творчество М. Горького и вопросы социалистического реализма, М., 1958; Муратова К. Д., М. Горький в борьбе за развитие советской литературы, М. — Л., 1958; Наумов Е. М., М. Горький в борьбе за идейность и мастерство советских писателей, М., 1958; Десницкий В., М. Горький. Очерки жизни и творчества, М., 1959; Юзовский Ю. М., Горький и его драматургия, М., 1959; Бялик Б. А., М. Горький — литературный критик, М., 1960; его же, Горький — драматург, М., 1962; Нович И., Художественное завещание Горького «Жизнь Клима Самгина», 2 изд., М., 1968; Овчаренко А. И., Публицистика М. Горького, 2 изд., М., 1965; Бурсов Б., Роман М. Горького «Мать» и вопросы социалистического реализма, [3 изд.], М. — Л., 1962; Тагер Е., Творчество Горького советской эпохи, М., 1964; Луначарский А. В., М. Горький, Собр. соч., т. 2, М., 1964; Максимова В. А., Горький — редактор, М., 1965; М. Горький и его современники, Л., 1968; М. Горький и литературы зарубежного Востока, М., 1968; Михайловский Б. и Тагер Е., Творчество М. Горького, 3 изд., М., 1969; Михайловский Б. В., Творчество М. Горького и мировая литература, М., 1965.
Библиография: Балухатый С. Д., Литературная работа М. Горького, М. — Л., 1936; Описание рукописей М. Горького, под ред. И. П. Ладыжникова и Е. Ф. Розмирович, т. 1, М. — Л., 1948; Балухатый С. Д., Критика о М. Горьком. 1893—1932, Л., 1934; Балухатый С. Д. и Муратова К. Д., Литературная работа М. Горького. Дополнительный список. 1889—1937, М. — Л., 1941; Произведения М. Горького в переводах на иностранные языки, М., 1958 (Библиографич. указатель); Русская литература конца XIX — начала XX века. Библиографич. указатель, т. 1, М. — Л., 1963.
Б. В. Михайловский.
Номер газеты «Кавказ» (1892), в котором был напечатан рассказ «Макар Чудра».
М. Горький с сыном Максимом. Париж. 1912.
В. И. Ленин и М. Горький. Фрагмент группового снимка. 1920.
«Зазубрина». Илл. И. Е. Репина. 1899.
«Дело Артамоновых». Илл. С. В. Герасимова. 1952.
М. Горький. Рис. Н. А. Андреева. 1921.
«На дне». Сцена из спектакля МХТ. 1902.
«Жизнь Матвея Кожемякина». Илл. Д. А. Шмаринова. 1936.
Дом на Кронверкском проспекте в Ленинграде, где М. Горький жил в 1914—21 (снимок 1946).
Памятник М. Горькому в Москве. Бронза, гранит. 1951. Скульпторы И. Д. Шадр, В. И. Мухина, Н. Г. Зеленская и З. Г. Иванова, архитектор З. М. Розенфельд.
М. Горький. «Мать» (М., 1959). Илл. Кукрыниксов.
М. Горький. «Жизнь Клима Самгина» (М., 1935). Илл. Кукрыниксов.
М. Горький.
II
Го́рький (до 1932 — Нижний Новгород)
город, центр Горьковской области РСФСР. Расположен у слияния Волги и Оки. Территория Г. составляет 334 км2 (до Октябрьской революции — 32 км2). Крупный транспортный узел: шесть железнодорожных лучей (три магистральных), речной порт (см. Волжского бассейна речные порты), аэропорт. Третий (после Москвы и Ленинграда) город в РСФСР по численности населения: 1189 тыс. человек (1971; 107 тыс. человек в 1916; 644 тыс. в 1939; 941 тыс. в 1959). Переименован в связи с 40-летием литературной деятельности М. Горького, уроженца Н. Новгорода.
Историческая справка. Г. основан в 1221 владимирским князем Юрием Всеволодовичем под названием Новгород Нижний. С 1350 — столица Суздальско-Нижегородского княжества (См. Суздальско-Нижегородское княжество). Благодаря выгодному географическому положению у слияния Оки с Волгой Нижний Новгород становится крупным торговым и культурным центром: в Печёрском монастыре (основан в 1328—30) велась летопись; в 1377 для великого князя Дмитрия монах Лаврентий сделал список летописи (так называемая Лаврентьевская летопись). Вначале город был обнесён дубовыми стенами, но уже в 1374 было начато строительство каменного кремля. В 1392 при Василии I Нижний Новгород был присоединён к Москве и вскоре стал опорным пунктом Руси в борьбе с Казанским ханством (См. Казанское ханство). В этих целях при Василии III был сооружен (1508—11) под руководством Петра Фрязина кремль, сохранившийся до настоящего времени. Крепость позволила нижегородцам отразить набеги татар в 1520 и 1536. В 1611—12 Нижний Новгород — центр формирования народного ополчения К. Минина и Д. Пожарского против польск. интервентов. С 19 в. приобрёл не только торговое, но и промышленное значение. Выросли мукомольная промышленность и производство, связанное с волжским судоходством. Развитию города благоприятствовали также перевод с 1817 Макарьевской ярмарки (См. Макарьевская ярмарка) в Нижний Новгород, сооружение в 1849 Сормовского судостроительного завода, строительство в 1862 железной дороги до Москвы. Особенно интенсивно развивается с середины 19 в. волжское пароходство: в 1854 по Волге плавали 15 пароходов, в 1870 — ок. 350, в 1890 — свыше 1000. Первые рабочие кружки возникают в 1880-х гг., в 1891 был создан марксистский кружок на Курбатовском заводе. В 1894 В. И. Ленин читал в нижегородском марксистском кружке реферат о книге В. В. (народника В. П. Воронцова) «Судьбы капитализма в России». В 1901 создан Нижегородский социал-демократический комитет, 1-я маёвка рабочих проведена в 1895 (маёвка 1902 описана М. Горьким в романе «Мать»). Рабочие Нижнего Новгорода принимали активное участие в Революции 1905—07, в Октябрьской социалистической революции 1917, в Гражданской войне 1918—20. В 1905 нижегородские рабочие участвовали в Октябрьской всероссийской политической стачке, переросшей в декабре 1905 в Сормове в вооружённое восстание (подавлено войсками 18 декабря 1905). Советская власть в городе была установлена 28 октября (10 ноября) 1917. В период Гражданской войны 1918—20 город был базой Волжской военной флотилии. За годы социалистического строительства Г. превратился в крупный индустриальный и культурный центр страны. Во время 1-й пятилетки 1929—32 в Г. построен крупнейший в стране автомобильный завод, был реконструирован завод «Красное Сормово». Во время Великой Отечественной войны 1941—45 Г. являлся одним из важнейших арсеналов Советской Армии. Нижний Новгород — родина И. П. Кулибина, Н. И. Лобачевского, Н. А. Добролюбова, М. А. Балакирева, М. Горького, Я. М. Свердлова.
Г. награжден орденом Ленина (1970).
Экономико-географическая характеристика. За годы Советской власти промышленное производство Г. увеличилось почти в 500 раз. Г. превратился в один из крупнейших машиностроительных центров СССР, занимает первое место по транспортному машиностроению — автои судостроению. Крупнейшее предприятие машиностроения — Горьковский автомобильный завод, с которым связан ряд предприятий города: завод «Красная Этна» — главный поставщик в СССР автонормалей (болтозаклёпочных изделий), заводы: специализированных машин (выпускает автофургоны, лавки-прицепы и т. п.), коробок скоростей, штампов и пресс-форм и др. Завод-ветеран «Красное Сормово» — главная судостроительная база волжского флота. завод «Двигатель Революции» — крупный производитель судовых дизелей и единственный в стране производитель газомотокомпрессоров для магистральных газопроводов. Имеются заводы: авиационный им. С. Орджоникидзе, фрезерных станков (Станкозавод), мельнично-элеваторного оборудования, торфяных машин, телевизионный им. В. И. Ленина (телевизоры «Чайка»). Машиностроение даёт 70% промышленной продукции. Значительны предприятия металлургии (передельной), химической промышленности (нефтемаслозавод, завод «Оргсинтез»), деревообработки, стройматериалов. Развиты пищевая и лёгкая промышленность: мельничный, мясной, молочный комбинаты, макаронная, кондитерские фабрики, заводы пивоваренный и шампанских вин; льноткацкий комбинат, чулочно-трикотажные, кожевенно-обувные, швейные предприятия. Энергетическая база — Горьковская ГЭС на Волге (у г. Заволжье), Балахнинская ГРЭС (ГоГРЭС) и теплоэлектроцентрали. Газопроводы от Саратова и Миннибаева (Татарская АССР), нефтепровод из Альметьевска.
Г. разделяется Окой на две части —восточную (по правым берегам Оки и Волги), возвышенную (северо-западная оконечность Приволжской возвышенности — Дятловы горы), обычно называемую нагорной, и западную (по левому берегу Оки и правому берегу Волги), низинную, называемую заречной. Заречье — главная промышленная часть Г. и транспортный узел, а также основная часть города по площади и численности населения (пять из восьми районов — Канавинский, Ленинский, Автозаводский, Московский, Сормовский). Нагорная часть состоит из трёх районов: Нижегородского (в основном территория старого Нижнего Новгорода), Советского и Приокского.
Л. Л. Трубе.
Архитектура. Памятники архитектуры 16 — начала 18 вв.: кремль (крепостные стены с башнями — 1500, 1508—11) с Архангельским собором (1624—31, Л. и А. Возоулины, на месте старого собора 13 в.); монастыри — Благовещенский с собором (1649) и Успенской церковью (1678) и Печёрский с Вознесенским собором (1632, А. Возоулин) и 2 шатровыми церквами (1642—45 и 1648); Успенская церковь на Ильинской горе (1672—1715); церкви «строгановского стиля» с богатым декоративным убранством фасадов — Смоленская (1694—97) и Рождественская (1719); дом Пушникова (17 в.). С 1770 нагорная часть Г. получает радиально-кольцевой план и застраивается сначала зданиями в стиле классицизма (бывшее Дворянское собрание, 1826), а позже — эклектическими и стилизаторскими (театр драмы, 1896, архитектор В. А. Шрётер; Госбанк, 1913, архитектор В. А. Покровский; дом Сироткина, ныне Художественный музей, 1913, архитекторы братья Веснины). В советское время Г. застраивается по генеральным планам (последний — 1966, архитектор А. И. Кузнецов и др.). Построены: Дом Советов (1930-е гг., архитектор А. 3. Гринберг), цирк (1964), речной (1964) и железнодорожный (1965, реконструкция) вокзалы, аэровокзал (1965), спорткомплекс (1965). В связи со строительством и реконструкцией крупных промышленных сооружений (в т. ч. автозавода, с 1934, архитекторы А. С. Фисенко и др.) на месте грязных лачуг, ночлежек выросли благоустроенные, озеленённые жилые массивы — Автозаводский, Сормово. В этих районах, как и в старом центре города, продолжается жилищное строительство и в настоящее время. Застраиваются микрорайоны Северного посада (архитекторы Г. И. Кавун и др.), Лапшихи (архитекторы В. В. Баулина, И. Хайруллин), Советского района (архитектор Ю. Н. Бубнов, В. В. Баулина, С. С. Тимофеев и др.). Интенсивно застраивается территория на левом берегу Оки. Новый центр Г. планируется как система архитектурных ансамблей на обоих берегах Оки. На левом берегу реконструирована набережная и разбита площадь с памятником В. И. Ленину (1970, скульптор Ю. Г. Нерода, архитекторы В. В. Воронков, Ю. Н. Воскресенский). Памятник В. П. Чкалову (1940, скульптор П. А. Менделевнч, архитектор В. С. Андреев), Максиму Горькому (1952, скульптор В. И. Мухина) и др.
А. А. Лейкина.
Культурное строительство. До Октябрьской революции в Нижнем Новгороде насчитывалось 28 общеобразовательных школ (8,4 тыс. учащихся), 4 средних специальных учебных заведения (500 учащихся), высших учебных заведений не было. В 1970/71 учебном году в 225 общеобразовательных школах Г. обучалась 181 тыс. учащихся, в 34 профессионально-технических школах и училищах — 14,1 тыс. учащихся, в 24 средних специальных учебных заведениях — 38,7 тыс. учащихся, в 10 вузах (Горьковском университете (См. Горьковский университет), Горьковском политехническом институте (См. Горьковский политехнический институт), Горьковском институте инженеров водного транспорта, инженерно-строительном, сельскохозяйственном, медицинском, педагогическом и др.) — 57,8 тыс. студентов. В 1970 в дошкольных учреждениях воспитывалось свыше 53 тыс. детей.
В Г. имеются (на 1 января 1971) 185 массовых библиотек (8910 тыс. экземпляров книг и журналов), 61 клубное учреждение, 5 театров — Академический театр драмы им. М. Горького, Театр оперы и балета им. А. С. Пушкина, Театр юного зрителя им. Н. К. Крупской, театр комедии, театр кукол; филармония, цирк; Историко-архитектурный музей-заповедник, Музей М. Горького (с филиалом — «Домик Каширина»), Художественный музей, 133 киноустановки.
Выходят областные газеты «Горьковская правда» (с 1917), «Ленинская смена» (с 1919), вечерняя городская газета «Горьковский рабочий» (с 1932). Радио и телевидение Г. ведут передачи по 1 радиои 2 телевизионным программам, включая ретрансляцию Москвы. Телецентр.
Здравоохранение. На 1 января 1969 в Г. было 275 медицинских учреждений; в стационарах развёрнуто 16,6 тыс. коек (143,1 койки на 10 тыс. жителей). Функционировали 17 диспансеров (8 противотуберкулёзных, 4 онкологических и 5 кожно-венерологических), станция скорой помощи с 12 подстанциями, 5 травматологических пунктов, 11 санитарно-эпидемических станций; работают 86 детских яслей (9 тыс. мест) и 131 детский комбинат (25,1 тыс. мест). Работали 5,4 тыс. врачей (1 врач на 215 жителей). Научно-исследовательские институты: травматологии и ортопедии, эпидемиологии и микробиологии, педиатрический институт, профессиональных заболеваний и гигиены, кожно-венерологический.
Л. Ф. Сизык.
Лит.: Потапова Е. Д., Революционный Нижний Новгород. Краткий путеводитель, Горький, 1959; Елисеев А. И., Родной город. Памятные места, события, имена, Горький, 1967; Гаранина Л. Ф., Город Горький. Путеводитель-справочник, Горький, 1964; Знакомьтесь, город Горький. Путеводитель, Горький, 1971.
Памятник Максиму Горькому. Бронза, гранит. 1952. Скульптор В. И. Мухина, архитекторы В. В. Лебедев, П. П. Штеллер.
Площадь Минина.
Улица Свердлова.
Вид на Векрхнеокскую набережную.
Угол улицы Кирова и проспекта Октября.
Собор Печёрского монастыря. 1632. Архитектор А. Возулин.
Кафе «Град-камен» на пл. Минина. 1968. Архитектор В. Н. Игнатьев.
Кремлёвские стены. 1500. Достраивались в 1508—11 архитектором Петром Фрязиным и др.
Дом Пушникова. 17 в.
Микрорайон № 2 в Советском районе. Начат в 1964. Архитекторы И. М. Хайруллин, С. А. Тимофеев, В. В. Баулина, Ю. Н. Бубнов, Н. В. Ушаков.
Улица Маяковского. На первом плане — дом Строгановых (нач. 19 в.).
Рождественская церковь. 1719. Вид с северо-востока.
Дворянское собрание (ныне клуб им. Я. М. Свердлова). 1826. Архитектор Н. Е. Ефимов.
Речной вокзал. 1964. Архитектор М. И. Чурилин.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978