Большая Советская энциклопедия - канцона
Связанные словари
Канцона
(итал. canzone, буквально — песня)
лирическое стихотворение о рыцарской любви в средневековой поэзии прованских трубадуров (См. Трубадуры). Первоначально получила распространение в Италии в 13—17 вв. Канонические К. — строфические строения (5—6 строф); последняя строфа укорочена и содержит обращение к лицу, которому посвящена К. Классические образцы создали Данте и Петрарка.
С самого начала К. была тесно связана с музыкой: многоголосные вокальные К. сближались с фроттолой (См. Фроттола) и вилланеллой (См. Вилланелла). В 16—17 вв. в Италии появляются и инструментальные К., возникшие как обработки французского chanson; позднее они создавались как оригинальные сочинения в стиле таких обработок. В числе композиторов — авторов К. — А. Габриели, К. Меруло, Дж. Фрескобальди (Италия), Д. Букстехуде и И. С. Бах (Германия). С 17 в. развитие К. для инструментального ансамбля ведёт к возникновению Кончерто гроссо, К. для клавишных инструментов постепенно превращается в фугу (См. Фуга), а К. для солирующего инструмента с сопровождением подготовляет появление сонаты (См. Соната). В 18—19 вв. название К. иногда применяется для обозначения вокальных и инструментальных лирических музыкальных пьес (К. «Сердце волнует жаркая кровь» из оперы В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро», медленная часть 4-й симфонии П. И. Чайковского). В 20 в. К. встречается как поэтическая стилизация (В. Я. Брюсов, М. А. Кузмин).
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978