Большая Советская энциклопедия - комиссаржевская вера федоровна
Связанные словари
Комиссаржевская вера федоровна
Комиссаржевская Вера Федоровна [27.10(8.11).1864, Петербург, ‒ 10(23).2.1910, Ташкент], русская актриса. Дочь Ф. П. Комиссаржевского Брала уроки сценического искусства у В. Н. Давыдова В сезоне 1888‒89 дебютировала на любительской сцене в Петербурге; в 1890‒1891 выступала в Москве в спектаклях Общества искусства и литературы (Бетси ‒ «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, и др.). Работала в труппе Н. Н. Синельникова в Новочеркасске, К. Н. Незлобина в Вильнюсе. С успехом играла в комедиях и водевилях с пением. Драматический талант актрисы проявился в пьесах Г. Зудермана (Рози ‒ «Бой бабочек»), А. Н. Островского (Лариса ‒ «Бесприданница») и др. Приглашенная в 1896 в петербургский Александрийский театр, К. стала ярчайшей выразительницей новых художественных устремлений своего времени. Её мятежное, проникнутое поисками нравственного идеала искусство отражало настроения и чаяния предреволюционных лет. Этапной для артистического развития К. и всего русского театра стала роль Нины Заречной в пьесе «Чайка» А. П. Чехова (1896). В К., игра которой отличалась особой драматической глубиной, трепетностью, тонкостью, Чехов увидел родственного себе художника, владеющего новыми средствами сценической выразительности. Стремясь утвердить свою актёрскую тему ‒ тему протеста и активного вмешательства в жизнь, К. мечтает о создании театра передового современного репертуара. В 1902 она оставляет Александрийский театр и после двухлетних гастролей в провинции открывает в 1904 в Петербурге свой театр (см. Комиссаржевской театр). Здесь она с огромным подъёмом выступает в пьесах М. Горького (Варвара Михайловна ‒ «Дачники», Лиза ‒ «Дети солнца»), драмах Г. Ибсена (Нора ‒ «Кукольный дом»), утверждая своим искусством ценность человеческой личности, отвергая пошлость буржуазной морали. К. становится любимой актрисой демократической интеллигенции. Она организует концерты (выступала с чтением «Песни о Соколе» и «Песни о Буревестнике» Горького, и др.), сборы с которых отдаёт на нужды революционных кружков, на помощь студенческому движению. Поиски в области условного символистского театра, осуществлявшиеся К. вместе с В. Э. Мейерхольдом в 1906‒07, привели к острому противоречию между режиссёром и актрисой (новой значительной работой К. стала только роль Беатрисы ‒ «Сестра Беатриса» М. Метерлинка). После разрыва с Мейерхольдом К. гастролировала в Северной Америке (1908), затем по городам России (1908‒10). Несмотря на успех этих гастролей, для неё наступает период сомнений, метаний, отчаяния. Состояние современного театра её не удовлетворяет. В 1909 К. принимает решение оставить сцену и отдать себя делу воспитания нового актёра, созданию нового театра через школу-студию. Не успев приступить к осуществлению своих замыслов, К. умерла во время гастрольной поездки от чёрной оспы.
Лит.: Марков П., В. Ф. Комиссаржевская, М., 1950; В. Ф. Комиссаржевская. Письма актрисы. Воспоминания о ней. Материалы, Л.‒ М., 1964; О Комиссаржевской. Забытое и новое. Воспоминания. Статьи. Письма, М., 1965; Дубнова Е., М. Горький и театр В. Ф. Комиссаржевской, в кн.: Горьковские чтения. К 100-летию со дня рождения писателя, М., 1968; Рыбакова Ю., Комиссаржевская, [Л., 1971].
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое комиссаржевская вера федоровна
Значение слова комиссаржевская вера федоровна
Что означает комиссаржевская вера федоровна
Толкование слова комиссаржевская вера федоровна
Определение термина комиссаржевская вера федоровна
komissarzhevskaya vera fedorovna это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):