Большая Советская энциклопедия - кранах
Связанные словари
Кранах
(Cranach)
Лукас Старший (1472, Кронах, Верхняя Франкония, — 16.10.1553, Веймар), немецкий живописец и график. Учился, вероятно, у отца. Работал в Австрии (около 1500—04), в Виттенберге при дворе курфюрста Саксонского — Фридриха Мудрого и его преемников (1505—50), в Аугсбурге (1550—1552) и Веймаре (1552—53). В 1509 посетил Нидерланды. Ранние произведения К. поражают яркостью новаторских замыслов: в «Распятии» (1503, Старая пинакотека, Мюнхен; см. илл.) дерзкая правдивость образа, резкая асимметрия композиции, беспокойные краски пейзажа как бы навеяны предчувствием общественных потрясений; в «Отдыхе на пути в Египет» (1504, Картинная галерея, Берлин-Далем), напротив, господствуют проникновенные идиллические ноты, а зоркость и свежесть восприятия природы открывают путь достижениям дунайской школы (См. Дунайская школа). В Виттенберге определился противоречивый творческий облик К., отразивший сложность эпохи и среды, в которой жил и работал художник. В «Алтаре святой Екатерины» (1506, Картинная галерея, Дрезден), «Княжеском алтаре» (1510, Государственная галерея, Дессау) претворены достижения искусства Возрождения. В позднейших религиозных картинах они переплетаются с чертами манерности, ощутимыми также в гравюрах на дереве. Эти черты напоминают искусство поздней готики, но также предвосхищают Маньеризм. Гуманистические идеалы выражены в картинах «Венера и Амур» (1509), «Мадонна» (обе в Эрмитаже, Ленинград), «Нимфа источника» (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг). К. был другом М. Лютера (многократно его портретировал, в том числе в гравюре на меди, 1521), пропагандировал идеи Реформации в ряде своих произв. (в т. ч. в гравюре на дереве «Проповедь Иоанна Крестителя», 1516). Но он принимал заказы и от противников Реформации (портрет кардинала Альбрехта Бранденбургского, 1526, Эрмитаж). Положение придворного художника способствовало развитию в творчестве К. черт жеманства и условности, пристрастия к сложным аллегорическим и мифологическим сюжетам, оживлению некоторых традиций готики (застылость композиции, мелочная отделка деталей, архаические каноны красоты). Нарастающая стандартность произведений К. усугублялась тем, что его мастерская выпускала с его знаком-подписью множество однообразных посредственных картин. Сам К. в наибольшей мере сохранил своё высокое мастерство в портретах, замечательным мастером которых он был, создав начиная с раннего периода ряд остро выразительных образов своих современников (портреты: И. Куспиниана, 1502—03, Собрание О. Рейнхарта, Винтертур; С. Рейса, 1503, Германский национальный музей, Нюрнберг; И. Шёнера, 1529, Музей старинного искусства, Брюссель). В Веймаре сохранился дом Кранаха; в Дворцовом музее — галерея Кранаха.
Лит.: Гершензон Н. М., Лукас Кранах, М., 1933; Friedländer М. J., Rosenberg J., Die Gemälde von Lucas Cranach, B., 1932; Lucas Cranach der Ältere. Der Künstler und seine Zeit, B., 1953; Lucas Cranach der Ältere im Spiegel seiner Zeit, B., 1953; Jahn J., Lucas Cranach als Graphiker, Lpz., 1955; Rosenberg J., Die Zeichnungen Lucas Cranachs, B., 1960.
К. М. Кобер. ГДР.
Л. Кранах. «Распятие». 1503. Старая пинакотека. Мюнхен.
Л. Кранах. Автопортрет (фрагмент). 1550. Галерея Уффици. Флоренция.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978