Большая Советская энциклопедия - купол (свод)
Связанные словари
Купол (свод)
═ Возникнув, возможно, на основе шалашей из гнущегося материала (тростника, ветвей) и глины, К. уже в древности возводились из камня или из обожжённого кирпича, первоначально в виде т. н. ложных К., в которых горизонтальные ряды кладки, нависая один над другим, не передают стенам усилий распора [здания в г. Эшнунна в Двуречье, начало 3-го тыс. до н. э.; «гробница Атрея» в Микенах, 14 в. до н. э. (?)]. Ложные К. были распространены в народном зодчестве многих стран; разновидностью ложного К. являются, в частности, ступенчатые перекрытия типа гвиргвини Важное значение получил К. в архитектуре Древнего Рима с развитием клинчатых арок, сводов и особенно после изобретения бетона. Перекрывая без опор большое помещение в центрических сооружениях, К. усиливал его роль в архиттурной композиции, придавал ему простор и торжественную величественность, нередко образно выражая идею силы и незыблемость религиозных представлений (грандиозный К. Пантеона в Риме). В византийской архитектуре широко применялись К. на тромпах и парусах (появившихся ещё в зодчестве Древнего Рима и Ирана эпохи Сасанидов), что позволяло возводить К. над помещением с любой конфигурацией плана (Софии храм в Константинополе). В средние века разнообразные по конструкции К. в Европе и на Кавказе возводили главным образом в крестово-купольных храмах (например, храм Джвари близ Мцхеты в Грузии, церковь Рипсиме в Эчмиадзине в Армении), в феодальных государствах Средней Азии и Ближнего Востока К. применялись в центрических купольных зданиях. С осознанием роли К. не только в интерьере, но и во внешнем облике здания изменяются наружные очертания К. относительно внутренних, а затем над ним появляются внешние оболочки (отличающиеся по очертаниям от собственно К.), обычно в виде криволинейного покрытия по деревянным стропилам (ранний пример ≈ К. собора Сан-Марко в Венеции, 9≈11 вв.). К. с внешними оболочками, завершавшие обычно вертикальные объёмы культовых зданий и созданные с учётом широкого архитектурного или природного окружения, получили особенно большое распространение в русской средне-вековой архитектуре (см. Глава), а также в зодчестве Средней Азии (например, мечеть Биби-Ханым в Самарканде, 1399≈1404, имеющая внешний и внутренний К.). В эпоху Возрождения трактовка К. как пластической формы в пространстве и градостроительстве доминанты распространяется в архитектуре Западной Европы (например, К. собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, 1420≈36, архитектор Ф. Брунеллески, где впервые двойная оболочка К. связана каменными ребрами жёсткости и деревянными кольцами в единую конструкцию). С конца 18 в. К. стали использоваться в светских постройках. Со 2-й половины 19 в. вместо кирпичных и каменных К., недостатками которых являются большой собственный вес и трудоёмкость возведения, всё шире применяются К. с металлическим каркасом и остеклением, К. из дерева и железобетона. В 20 в., с развитием монолитного и сборного железобетона, тонкостенных сводов-оболочек и металлических конструкций, резко увеличилось многообразие структур и форм К.: появились К. ребристые, ребристо-кольцевые, с волнистой внутренней поверхностью, а также «геодезические» Б. Фуллера (диаметром до 150 м), сборные замоноличенные купола П. Л. Нерви и др. Сооружаются новые типы К.: из полимерных материалов, с двойной надувной оболочкой и др.
═ Лит.: Кузнецов А. В., Своды и их декор, М., 1938; его же, Тектоника и конструкция центрических зданий, М., 1951; Справочник проектировщика промышленных, жилых и общественных зданий и сооружений. Расчётно-теоретический, М., 1960; Деревянные конструкции, под ред. Г. Г. Карлсена, 3 изд., М., 1961; Железобетонные конструкции. Специальный курс, под ред. П. Л. Пастернака, М., 1961; Гохарь-Хармандарян И. Г., Большепролётные купольные здания, М., 1972; Муханов К. К., Металлические конструкции, М., 1963; Smith Е. В., The dome, N. Y., 1950.
═ В. Ф. Маркузон.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978