Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - манн томас

Манн томас

Манн (Mann) Томас (6.6. 1875, Любек, ‒ 12.8.1955, Цюрих), немецкий писатель. Брат Г. Манна Родился в старинной бюргерской семье. Известность принёс М. уже первый роман «Будденброки» (т. 1‒2, 1901) ‒ обширное повествование о судьбе четырёх поколений любекского патрицианского рода. Подзаголовок романа ‒ «Упадок одной семьи» ‒ осмысляется как проявление неких общих биологически-метафизических закономерностей, но получает и социальную характеристику: несовместимость духовно утончённых людей с грубой, агрессивной действительностью Германии, вступавшей в эпоху империализма. В более широком плане «Будденброки» говорят об общем закате буржуазного общества, пронизаны чувством исчерпанности прежних форм жизни. В «Будденброках» ярко проявилось своеобразие М.-художника: неторопливость и детализованность описаний, сочетание остро аналитического и иронического начала с эмоциональной теплотой. В романе заметно влияние немецких реалистов 19 века, скандинавских и французских писателей, а также значительное воздействие русской литературы (прежде всего Л. Н. Толстого). К лучшим произведениям М. относятся новеллы («Тристан», 1903, «Тонио Крегер», 1903, и другие), в которых с большой психологической глубиной нарисованы взаимоотношения людей искусства с миром буржуазной практики, в них сочетается ирония с проникновенной лиричностью. В 1924 вышел роман М. «Волшебная гора», в нём дана картина идейной жизни буржуазного общества в канун 1-й мировой войны 1914‒18. Действие развёртывается в высокогорном швейцарском санатории, куда на 7 лет попадает молодой инженер Ганс Касторп. Соприкасаясь с обитателями санатория, воплощающими разные стороны современного буржуазного сознания, Ганс Касторп проходит ряд этапов внутреннего развития, приближаясь к углублённому гуманистическому постижению мира. В этом смысле «Волшебная гора» продолжает традиции немецкого воспитательного романа, являясь также одним из важнейших философских романов 20 века. Замедленное повествование проникнуто внутренним напряжением, в структуре фразы отражается самый процесс постижения действительности ‒ поиски наиболее точного, исчерпывающего слова. Для романа характерна «симфоничность» ‒ своеобразный ритм ведения и смены тем, возвращения к множеству намеченных мотивов. Роман завоевал мировое признание. В 1929 М. была присуждена Нобелевская премия.

Во 2-й половине 20-х годов М. активно выступает как критик и публицист. Преодолев консервативные взгляды, выраженные в книге «Размышления аполитичного» (1918), он борется против возрастающей опасности гитлеризма (статьи «Немецкая речь. Обращение к разуму», 1930, и другие). Антифашистскими идеями проникнута новелла «Марио и волшебник» (1930), а также историческая тетралогия на библейскую тему ‒ «Иосиф и его братья» (1933‒43, русский перевод, т. 1‒2, 1968). Гуманизируя миф и показывая его конкретные социально-исторические истоки, М. выступил здесь против характерных для фашизма попыток возвеличить миф и вообще интуитивный иррационализм за счёт рационального человеческого мышления.

Переход к широкому изображению исторической и современной действительности и выдвижение масштабных, репрезентативных героев позволили М. более непосредственно и полно выразить существенную проблематику эпохи.

С 1933, после прихода к власти нацистов, М. жил в эмиграции в Швейцарии, с 1938 в США. Гуманистические заветы классической немецкой литературы, противопоставленные фашистскому варварству, утверждаются в романе об И. В. Гёте «Лотта в Веймаре» (1939) ‒ итоге многолетних раздумий М. над творчеством Гёте. В романе глубоко трактуется соотношение между искусством и действительностью, между гениальным художником и окружающей его средой.

В 1943 М. начал работу над романом «Доктор Фаустус» (1947) ‒ самым значительным произведением последнего периода. Это роман о духовных истоках всего отсталого и реакционного, что привело к возникновению германского фашизма, ‒ вообще о глубоком кризисе капиталистического мира и его культуры. В романе ощущается сильное влияние Ф. М. Достоевского. Последние годы жизни М. провёл в Швейцарии, в Цюрихе. В 1955, во время шиллеровских юбилейных торжеств, М. выступал с речами в ГДР и ФРГ. 80-летие писателя в июне 1955 отмечалось во всём мире.

Художественное наследие М. остаётся в центре мировой литературной жизни. Он классик романа 20 века, сумевший раздвинуть рамки жанра и насытить его новым социально-философским содержанием. Используя традиционные формы романа, М. углублял и преображал их. М. придал повествованию особую гармоническую многослойность, синтезируя авторскую речь и речь персонажей, современность и прошлое, различные пласты действительности, различные формы её восприятия, наконец, конкретность изображения и философскую глубину проблематики. В России М. становится широко известен с 1910, когда на русском языке начали издавать его первое собрание сочинений.

Соч.: Gesammelte Werke (in Einzelausgaben), Bd 1‒14, B. ‒ W., 1922‒37; Stockholmer Gesamtausgabe der Werke, Bd 1‒15, Stockh. ‒ Arnst. ‒ W. ‒ Fr./M., 1938‒58; Gesammelte Werke, Bd 1‒12, В., 1955; Briefe, 1889‒1936, Fr./M., 1961; Briefe, 1937‒1947, R.-Weimar, 1965; Briefe, 1948‒1955, Fr./M., 1965; Autobiographisches. ‒ Das letzte Jahr. Bericht uber meinen Vater. Von Erika Mann, Fr./M., 1968; в русском переводе ‒ Собрание сочинений, вступительная статья Б. Л. Сучкова, т. 1‒10, М., 1959‒61.

Лит.: Адмони В. Г., Сильман Т. И., Томас Манн. Очерк творчества, Л., 1960; Днепров В., Черты романа XX века, М. ‒ Л., 1965; Вильмонт Н., Великие спутники, М., 1966; Сучков Б., Лики времени, М., 1969; Русакова А. В., Томас Манн в поисках нового гуманизма, Л., 1969; Апт С., Томас Манн, М., 1972; Языковый стиль Томаса Манна, Сборник, под редакцией Т. И. Сильман. ч. 1‒2, Л., 1973; Мотылева Т., Достояние современного реализма, М., 1973; Томас Манн. Библиографический указатель, М., 1956; Havenstein М., Thomas Mann, der Dichterund Schriftsteller, B., 1927; Lukacs G., Thomas Mann, B., 1949; Mann E., Das letzte Jahr, Fr./M., 1956; Diersen I., Untersuchungen zu Thomas Mann, [3 Aufl.], B., 1960; Hilscher E., Th. Mann, Leben und Werk, B., 1965; Das Th. Mann-Buch, Fr./M. ‒ Hamb.,1965; Bürgin H. und Mayer H. O., Th. Mann. Eine Chronik seines Lebens, Fr./M., 1965; Berendsohn W. A., Thomas Mann ‒ Künstler und Kämpfer in bewegter Zeit, Lübeck, 1965; Hermsdorf K., Thomas Manns Schelme, B., [1968]; Matter H., Literatur über Thomas Mann, B. ‒ Weimar, 1972.

Т. И. Сильман, В. Г. Адмони.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое манн томас
Значение слова манн томас
Что означает манн томас
Толкование слова манн томас
Определение термина манн томас
mann tomas это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины