Большая Советская энциклопедия - мартинсон
Связанные словари
Мартинсон
I
Мартинсо́н
Сергей Александрович [родился 25.1(6.2).1899, Петербург], русский советский актёр, народный артист РСФСР (1964). В 1923 окончил Институт сценически[ искусств (Ленинград), выступал в эстрадных коллективах. С 1924 играл в Москве в Театре имени Мейерхольда (Валериан — «Мандат» Эрдмана и др.), одновременно в Театре Революции (мистер Пикль — «Гоп-ля, мы живём!» Толлера, Карандышев — «Бесприданница» Островского). В эти же годы выступал в Московском мюзик-холле, исполнил роль Скамейкина («Под куполом цирка») и др. С 1945 в труппе Театра-студии киноактёра (ныне Центральная студия киноактёра). Играл здесь роли: Живновского («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина), князя Костромского («Дядюшкин сон» Достоевского), Харрисона («Опять премьера, или Укрощение строптивой» Тертера) и другие. С 1924 снимается в кино, первая роль — Пуанкаре («Похождения Октябрины»). Лучшие роли: парикмахер Соль («Марионетки», 1934), композитор Керосинов («Антон Иванович сердится», 1941), телеграфист Ять («Свадьба», 1944), князь Костромской («Дядюшкин сон», 1967). В фильмах «Новые похождения Швейка» (1943), «Третий удар» (1948) создал сатирический образ Гитлера. Для искусства М., носящего в основном сатирический характер, типичны приёмы эстрады и мюзик-холла, гиперболическая заострённость, выразительность внешнего рисунка, склонность к пантомиме.
II
Ма́ртинсон (Martinson)
Харри Эдмунд (родился 6.5.1904, Емсхёг, Блекинге), шведский писатель. Член Шведской академии (1949). Род. в семье моряка. Был матросом. Первый сборник стихов М. — «Призрачный корабль» (1929). Участник литературной группы «Пять молодых», провозгласившей принципы так называемого примитивизма (см. Швеция, раздел Литература). Для сборников «Природа» (1934), «Пассат» (1945), «Цикада» (1953), написанных преимущественно белым стихом, характерно стремление к философскому осмыслению природы. В сборнике «Кочевник» (1931) и в книгах путевых зарисовок «Путешествия без цели» (1932) и «Кап, прощай» (1933), романе «Дорога в Клокрике» (1948) М. развивает утопическую идею о вечном бродяжничестве как средстве преодоления зла буржуазной цивилизации. Опубликовал автобиографические романы «Крапива цветёт» (1935, русский перевод 1939) и «Путь в жизнь» (1936). К началу 40-х годов сложился пессимистический взгляд М. на технический прогресс, угрожающий, по его мнению, существованию человечества (поэма-антиутопия «Аниара», 1956).
Соч.: Dikter, Stockh., 1961; Utsikt från en grästuva, Stockh., 1963; Dikter om ljus och mörker, Stockh., [1971]; в русском переводе — Свободное воскресенье, в сборнике: Шведская новелла XIX—XX вв., М., 1964.
Лит.: Cederblad-Hansen С., Tio kvällar med Harry Martinson, Stockh., 1957; Wrede J., Sången om Aniara. Studier i Harry Martinsons tankevärld, Helsingfors, 1965; Espmark K., Harry Martinson erövrar sitt språk, [Stockh., 1970].
А. А. Мацевич.
III
Ма́ртинсон (Martinson)
Хельга Мария Mya (Moa) (2.11.1890, Эстерйётланд, — 5.8.1964, Сорунда), шведская писательница. Дочь текстильщицы. Первый роман М. — «Женщина и яблоня» (1933). На формирование её художественного метода оказали влияние М. Горький, М. Андерсен-Нексё. В автобиографической тетралогии «Мать выходит замуж» (1936, русский перевод 1957), «Венчание» (1938), «Розы короля» (1939), «Я встречаю поэта» (1950) М. изобразила свою трудную молодость, полную лишений. Теме тяжёлой жизни трудящейся женщины посвящены роман «Сыновья Салли» (1934), серия исторических романов из жизни шведских крестьян 18—19 веков: «Путь под звёздами» (1940), «Огненные лилии» (1941), «Праздник жизни» (1950). Автор сборников очерков и рассказов «За шведской стеной» (1944), «Любовь между войнами» (1947). В годы 2-й мировой войны 1939—45 М. занимала антифашистскую позицию. Её творчество, содержащее социалистические идеи, близко литературе так называемой статорской школы (см. в статье Швеция, раздел Литература).
Соч.: Du är den enda, Stockh., 1952; Kvinnorna på Kummeisjö, Stockh., 1955; Hemligheten, Stockh., 1959; в русском переводе — Пеленка и цветок, в сборнике: Рассказы скандинавских писателей, М., 1957; Восемь лет спустя, в сборнике: Шведская новелла XIX—XX вв., М., 1964.
Лит.: Лунгина Л., Глазами ребёнка [Рец.], «Иностранная литература»,1958, № 10; Oldberg R., Nutids författare, Stockh., 1949; Runnquist Å., Arbetarskildrare. Från Hedenvind till Fridell, Stockh.,1952.
Е. А. Суриц.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978