Большая Советская энциклопедия - менцель
Связанные словари
Менцель
I
Ме́нцель (Menzel)
Адольф фон (8.12.1815, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша, — 9.2.1905, Берлин), немецкий живописец и график. Учился литографии у своего отца, в 1830 в АХ в Берлине. В основном самоучка. Посетил Париж (1855, 1867, 1868) и Верону (1880, 1881, 1882). Живописные, богатые светотеневыми эффектами иллюстрации к «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера (ксилография по рисункам М., 1839—42), а также картины из жизни Фридриха II («Концерт Фридриха II в Сан-Суси», 1852, Национальная галерея, Берлин) воссоздают повседневную жизнь Пруссии 18 в.; они полны выразительных и точных бытовых деталей, отличаются живостью характеристик, хотя и не лишены черт идеализации короля. Напоённые светом и воздухом картины 1840-х гг. («Комната с балконом», 1845, см. илл.; «Строительная площадка с ивами», 1846, — обе в Национальной галерее, Берлин) предвосхищают пути развития европейской реалистической живописи 2-й половины 19 в. (выбор мотива, фрагментарность композиции, энергичная манера письма, интерес к проблеме пленэра, богатство валёров). В картине «Почести погибшим в мартовские дни» (1848, Кунстхалле, Гамбург) отражены революционные события 1848. Пристальное внимание к натуре, демократизм творчества М. выразились и в непосредственных, свежих и ярких по цвету жанровых произведениях («Театр Жимназ», 1856, Национальная галерея, Берлин; «После полудня в Тюильри», 1867, Картинная галерея, Дрезден), картинах из народной жизни, разработке темы труда («На стройке», 1875, частное собрание, Берлин; «Рынок в Вероне», 1884, Картинная галерея, Дрезден). «Железопрокатный завод» (1875, Национальная галерея, Берлин) — первое в европейской живописи изображение напряжённого индустриального труда; здесь жанровое начало соединяется с эпическим. Неутомимый рисовальщик (свыше 5 тыс. рисунков в Национальной галерее, Берлин), М. был также мастером акварели, гуаши, офорта и литографии.
Лит.: Kaiser К., Adolph Menzel, В., 1956, Stuttg., 1965; Hütt W., Adolph Menzel, Lpz., 1965; W., 1965.
А. Менцель. «Комната с балконом». 1845. Национальная галерея. Берлин.
«В Люксембургском саду». 1876. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
«Театр ”Жимназ”». 1856. Национальная галерея. Берлин.
Подготовительный рисунок к картине «Железопрокатный завод». Около 1872—75. Национальная галерея. Берлин.
«Железопрокатный завод». 1875. Национальная галерея. Берлин.
Подготовительный рисунок к картине «Железопрокатный завод». Около 1872—75. Национальная галерея. Берлин.
«Почести погибшим в мартовские дни». 1848. Кунстхалле. Гамбург.
«На стройке» («Каменщики за работой»). 1875. Частное собрание. Берлин.
А. Менцель.
II
Ме́нцель (Menzel)
Вольфганг (21.6.1798, Вальденбург, Силезия, ныне Валбжих, Польша, — 23.4.1873, Штутгарт), немецкий писатель и критик. Сын врача. Учился в Йене и Бонне. В 1824—25 издавал совместно с Ф. Листом «Europäische Blatter» («Европейские листки»), где печатал свои, по характеристике Ф. Энгельса, «топорные» критические очерки (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 279). После французской революции 1830 открыто перешёл на сторону реакции. Пошлое резонерство М., мещанскую ограниченность его эстетических взглядов высмеял В. Г. Белинский. М. — автор сказок «Рюбецаль» (1829) и «Нарцисс» (1830).
Соч. в рус. пер.: Немецкая словесность, ч. 1—2, СПБ, 1837—38.
Лит.: Бёрне Л., Парижские письма. — Менцель-французоед, М., 1938; Гейне Г., О доносчике. Предисл. к 3-й части «Салона», Полн. собр. соч., т. 8, М. — Л., 1949; Белинский В. Г., Менцель, критик Гёте, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1953.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978