Большая Советская энциклопедия - метнер
Связанные словари
Метнер
Николай Карлович [24.12.1879(5.1.1880), Москва, — 13.11.1951, Лондон], русский композитор и пианист. В 1900 окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано В. И. Сафонова (теоретические предметы изучал под руководством С. И. Танеева, А. С. Аренского). В 1909—10, 1915—21 профессор Московской консерватории (класс фортепиано). С 1921 жил в Германии, Франции, с 1936 — в Великобритании. В 1927 концертировал в СССР. Основная область творчества М. — камерная, прежде всего фортепианная, музыка. Он создал жанр сказки — небольшой фортепианной пьесы лирико-повествовательного характера. Для композиторского стиля М. характерны сосредоточенность мысли, склонность к интеллектуализму. М. был выдающимся исполнителем собственных произведений и интерпретатором классической музыки (в особенности Л. Бетховена). Для М.-пианиста типичны глубокое постижение авторского замысла, внешне сдержанная манера игры. М. принадлежат 3 концерта для фортепиано с оркестром (1918, 1927, 1943), 14 фортепианных сонат, «Сказки» (10 циклов); произведения для скрипки и фортепиано, в том числе 3 сонаты; многочисленные циклы романсов (в т. ч. на слова А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева). В СССР издано Собрание сочинений в 12 тт. (1959—63). Соч.: Муза и мода, Париж, 1935; Повседневная работа пианиста и композитора, М., 1963. Лит.: Долинская Е. Б., Н. Метнер, М., 1966; Из воспоминаний о Н. К. Метнере, «Советская музыка», 1972, № 7.
Н. К. Метнер.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978