Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - молодая польша (в искусстве)

Молодая польша (в искусстве)

«Молодая Польша» («Młoda Polska»), условное название периода в развитии польской литературы и пластических искусств 1890—1918 и совокупности неоромантических тенденций в польской литературе и пластических искусствах конца 19 — начала 20 вв. Наряду с литературой «М. П.»в это время успешно развивалось и реалистическое направление (Б. Прус, Э. Ожешко, М. Конопницкая, С. Жеромский, В. Реймонт и др.). Эстетическая программа «М. П.» как совокупности неоромантических тенденций (в литературе — импрессионизм и символизм), сформулированная в журнальных выступлениях А. Гурского, С. Пшибышевского, З. Пшесмыцкого, была противоречивой: с одной стороны, она отражала мистические и элитарные настроения части творческой интеллигенции, а с другой — индивидуалистический протест против капиталистического строя, буржуазной культуры. Художественная практика ряда писателей (С. Выспяньский, Я. Каспрович, К. Тетмайер и др.) отмечена попытками найти точки соприкосновения программы «М. П.» с принципами социально заострённого гуманистического искусства.

В области пластических искусств движение «М. П.» объединило художников, которые выступили против господствовавших консервативных течений, стремясь к поискам новых выразительных средств; для некоторых из них было характерно обращение к народным темам и народным художественным традициям. Какой-либо общей, определённой и целостной художественной программы это движение не выдвинуло. В русле «М. П.» сосуществовали такие разнородные стилевые течения, как импрессионизм (живописцы Ю. Панкевич, Л. Вычулковский, Я. Станиславский), символизм в его различных проявлениях (живописцы Ф. Рущиц и Я. Мальчевский) и «модерн» (живописцы и графики С. Выспяньский, Ю. Мехоффер, В. Войткевич, К. Фрыч и др.), который характеризуется тяготением его мастеров к созданию национального стиля монументально-декоративного искусства и универсализмом их художественных устремлений. Эпоха «М. П.» способствовала подъёму польской скульптуры, также испытавшей в это время влияние импрессионизма и стиля «модерн» (К. Лящка, В. Шимановский, К. Дуниковский). Для архитектуры времени «М. П.» характерны использование мотивов народного деревянного зодчества, что выразилось в возникновении т. н. стиля Закопане (архитектор С. Виткевич), а также распространение стиля «модерн», приобретавшего порою национально-романтическую окраску (архитекторы Т. Стрыеньский и Ф. Мончиньский). Одно из достижений эпохи «М. П.» — бурное развитие декоративно-прикладного искусства, сочетающего элементы стиля «модерн» и народные мотивы (оформление книг, журналов, интерьеров, проектирование мебели и металлических изделий, ковроделие; творчество Выспяньского, Фрыча, В. Ястшембовского).

Лит.: Витт В. В., Литература 1890—1918 гг., в кн.: История польской литературы, т. 2, М., 1969; Literatura okresu Młodej Polski, t. 1—3, Warsz., 1967—73; Rogatko В., Utopia Młodej Polski, Łódź, 1972; Dobrowolski Т., Sztuka Młodej Polski, Warsz., 1963; Sztuka Młodej Połski. Katalog wystawy, Kraków, 1965; WaIIis М., Secesja, [Warsz.], 1967.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое молодая польша (в искусстве)
Значение слова молодая польша (в искусстве)
Что означает молодая польша (в искусстве)
Толкование слова молодая польша (в искусстве)
Определение термина молодая польша (в искусстве)
molodaya polsha (v iskusstve) это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины