Ода (от
греч. ōdē ‒ песня),
жанр лирической поэзии и музыки. В античности
слово «О.» сначала не имело терминелогического значения, затем стало обозначать
преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и
барокко (16‒17 вв.)
термин «О.» вошёл в употребление для обозначения патетически высокой лирики, ориентирующейся на античные образцы, прежде всего на Пиндара, отчасти на Горация (П.
Ронсар во Франции,
Г. Кьябрера в Италии,
А. Коули и Дж.
Драйден в Англии, Г.
Р.
Векерлин в Германии). В эпоху классицизма (17‒18 вв.)
О. была канонизована как ведущий жанр высокой лирики (Ф.
Малерб,
Вольтер,
Ж.
Б.
Руссо,
Э.
Лебрен ‒ Франция).
Метрика и
строфика её упростились, композиционные приёмы регламентировались («тихий»
или «стремительный» приступ, наличие отступлений, дозволенный «лирический беспорядок»), выделились О. духовные, торжественные («пиндарические»), нравоучительные («горацианские»), любовные («анакреонтические»). В русскую поэзию О. входит впервые у
В.
К. Тредиаковского (1734). Здесь борются две тенденции, одна ‒ более близкая традиции барокко (требование «восторга»)
М. В.
Ломоносов, В.
П. Петров), другая ‒ рационалистическая ‒ близкая просветительству (требование «естественности» ‒ А. П.
Сумароков, М. М. Херасков). В эпоху предромантизма (конец 18 в.) жанровые признаки О. «расшатываются» (поэзия Г. Р. Державина), учащаются попытки имитации античных форм (Ф.
Клопшток,
Ф.
Гёльдерлин ‒ Германия). В эпоху романтизма слово «О.» уже применяется
по отношению к стихотворению без канонических жанровых примет («оды» П. Б.
Шелли, Дж. Китса, А. Ламартина, В.
Гюго, А.
Мандзони и др.); в России оно тесно связано с традицией гражданской поэзии («Вольность» А.
Н. Радищева, «Гражданское мужество» К. Ф. Рылеева). В 19‒20 вв. жанровая
система в лирике размывается и
понятие О. выходит из употребления, появляясь в поэзии лишь эпизодически («Ода революции» В. В. Маяковского).
С 17 в. в западно-европейских странах термин «О.» стал обозначать и вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное для придворных праздников, в честь какого-либо события или знатного лица. В Англии такие произведения были близки кантате (Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др.), в Германии наряду с кантатоподобными О. (И. С. Бах. «Траурная ода»; Л. Бетховен, финал 9-й симфонии) создавались и О. в виде песен с сопровождением. В последующее время возникали О. для самых различных составов, в том числе и чисто инструментальные; среди их авторов ‒ Л. Керубини, Ф. Давид, Ф. Лист, Ж. Бизе, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев («Ода на окончание войны» для 8 арф, 4 флейт, контрабасов, духовых и ударных инструментов, 1945).
═ М. Л. Гаспаров (О. в поэзии).
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978