Большая Советская энциклопедия - поленов василий дмитриевич
Связанные словари
Поленов василий дмитриевич
Поленов Василий Дмитриевич [20.5(1.6).1844, Петербург, ‒ 18.7.1927, усадьба Борок, ныне Поленово Тульской области], русский живописец, действительный член петербургской АХ (1893), народный художник РСФСР (1926). Сын Д. В. Поленова Учился у П. П. Чистякова и в петербургской АХ (1863‒71). Пенсионер АХ в Италии и Франции (1872‒76). Участвовал в сербо-черногорско-турецкой (1876) и русско-турецкой (1877‒78) войнах как художник-корреспондент. С 1878 ‒ передвижник За границей исполнил ряд картин в духе салонного академизма на темы из западноевропейской истории («Право господина», 1874, Третьяковская галерее); в то же время много работал на пленэре. С конца 1870-х гг. большое место в творчестве П. занимает пейзаж. Продолжая традиции лирического пейзажа А. К. Саврасова и Ф. А. Васильева, П. передавал тихую поэзию, неброскую красоту уголков русской природы, неразрывно связанных с повседневной жизнью человека, одним из первых в русской живописи добивался пленэрной свежести колорита, живой естественности мотива, сочетавшейся в его произведениях с композиционной завершённостью и чёткостью рисунка («Московский дворик», 1878; «Бабушкин сад», 1878; «Заросший пруд», 1879; все ‒ в Третьяковской галерее). Разрабатываемые П. принципы (привнесение в пейзаж жанрового или лирико-ассоциативного начала, понимание этюда как самостоятельные художественные произведения) имели большое значение для дальнейшего развития русской пейзажной живописи. Этюды, выполненные П. на Ближнем Востоке и в Греции (1881‒82), послужили материалом к картине «Христос и грешница» (1886‒87, Русский музей, Ленинград), попытке разрешить нравственную проблему в духе христианской этики, а в плане художественном ‒ обновить живописную систему академизма. Большую убедительность тяготение П. к гуманистическим темам получает в близкой передвижничеству по замыслу и исполнению картине «Больная» (1886, Третьяковская галерея). Продолжая в дальнейшем обращаться к евангельским сюжетам, П. чаще всего придавал им жанровую или пейзажную окраску. Для пейзажей П., посвященных родной природе, с середины 1880-х гг. характерны нарастание эпического звучания, черт монументальности, своеобразного декоративизма, свободная манера письма («Золотая осень», 1893, Музей-усадьба им. В. Д. Поленова, Поленово). Начиная с 1870-х гг. П. много работал в области театрально-декорационной живописи, в которую внёс новые живописно-образные приёмы. С 1873 оформлял спектакли в доме и позже в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова; в 1910‒18 вёл в Москве просветительскую деятельность по организации народного театра. В 1882‒95 преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Ученики П.: И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и др. В 1905 П. вместе с В. А. Серовым направил в Совет АХ протест против расстрела рабочих 9 января. В усадьбе Борок (с 1931 ‒ Поленово, Тульская область) П. был создан художественный музей (в 1939 передан родственниками П. в дар государству).
Лит.: Сахарова Е. В., В. Д. Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания, 2 изд., М. ‒ Л., 1950; Юрова Т. В., В. Д. Поленов, М., 1961; В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова. Хроника семьи художников, М., 1964.
В. А. Марков.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое поленов василий дмитриевич
Значение слова поленов василий дмитриевич
Что означает поленов василий дмитриевич
Толкование слова поленов василий дмитриевич
Определение термина поленов василий дмитриевич
polenov vasiliy dmitrievich это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):