Большая Советская энциклопедия - пруст
Связанные словари
Пруст
I
(Proust)
Жозеф Луи (26.9.1754, Анже, — 5.7.1826, там же), французский химик, член Парижской АН (1816). До 1777 учился в Парижском университете, заведовал аптекой больницы Сальпетриер в Париже. В 1777—80 преподавал химию в семинарии Вергары (Испания); читал лекции по химии в Париже (1780—91); был профессором химии в артиллерийском училище в Сеговии и в Мадридском университете (1791—1808). П. установил Постоянства состава закон в многолетней (1801—08) научной дискуссии с К. Бертолле. Открыл гидроокиси металлов, показал, что металлы могут образовывать более одного оксида и сульфида. Выделил из виноградного сока глюкозу (1802, опубликовано 1806).
Лит.: Капустинский А. Ф., Жозеф Луи Пруст и открытие закона постоянства состава, «Труды института истории естествознания и техники», 1955, т. 6, с. 43—67.
II
(Proust)
Марсель (10.7.1871, Париж, — 18.11.1922, там же), французский писатель. Сын врача. Учился на юридическом факультете Сорбонны. В 1896 издал сборник новелл «Утехи и дни». В 1900—13 вёл отдел салонной хроники в газете «Фигаро» («Figaro»). Основное произведение П. — цикл «В поисках утраченного времени» (т. 1—16, 1913—1927, последние 6 томов опубликованы посмертно), состоящий из семи романов. Рассказчик «Поисков» — отпрыск богатого буржуазного семейства, не отличающийся здоровьем и не занимающийся какой-либо практической деятельностью, с юности получивший доступ в аристократические круги. Наиболее серьёзное испытание его жизни — мучительная любовь к Альбертине, во многом вызванная и поддерживаемая ревностью. Герой испытывает подлинный интерес к литературе и искусству, но его собственные творческие попытки в течение долгого времени безрезультатны. Лишь в последнем романе цикла — «Обретённое время» — герой начинает писать роман о своей жизни, ибо убеждается в том, что только художественное творчество, основанное на интуиции, сообщает смысл человеческому существованию, «утраченному времени». Многие эпизоды в книга П. привлекают внимание к явлениям субъективного восприятия пространства и времени и особенно непроизвольной памяти; внутренняя жизнь героя воспроизводится как «Поток сознания». П. стремится показать недостоверность, относительность представлений человека о себе, о мире и обществе, расшатанность, непрочность самого общества. В основе творческого метода П. лежит импрессионизм, в границах которого П. может приходить к элементам социального критицизма, создавать реалистически правдивые человеческие образы. П. созданы замечательные типы аристократов и буржуа (барон де Шарлюс, Гермапты, Сванн, Вердюрсны). Опыт П. разнообразно отозвался в творческих исканиях многих западноевропейских писателей 20 в.
Соч. в рус. пер,: Собр. соч. В поисках за утраченным временем. Предисл. А. В. Луначарского, [т. 1]. Вступ. ст. Н. Рыковой [т. 3], т. 1—4, Л., 1934—38; По направлению к Свану. [Пер. Н. Любимова. Предисл. Б. Сучкова], М., 1973.
Лит.: Рейх Б., Марсель Пруст, «Печать и революция», 1927, № 8; Воронский А., Марсель Пруст, в книга: Перевал, М. — Л., 1928, сб. 6; Толмачев М. В., Марсель Пруст, «В поисках утраченного времени», «ВИМК», 1961, [№]6 (30); Андреев Л. Г., М. Пруст, М., 1968; Днепров В., Искусство М. Пруста, «Иностранная литература», 1973, № 4; Bonnet Н., Le progrès spirituel dans l'oeuvre de M. Proust, [t. 1—2], P., 1946—49 (лит.); Picon G., Lecture de Proust, [P., 1968]; Корр R. L., M. Proust as a social critic, Rutherford, [1971]; Marcel Proust. 1871—1922. A centennial vol. Ed. by P. Quennel, N. Y., [1971]; Tadie J.-Y., Proust et le roman, [P., 1971]; Vial A., Proust, P., 1971; В orel J., M. Proust, [P., 1972] (лит.); Marcel Proust. A critical panorama, Urbana, [1973].
M. В. Толмачев.
М. Пруст.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978