Райт (Wright)
Франк Ллойд (8.6.1869, Ричленд-Сентер,
штат Висконсин, ≈ 9.4.1959, Тейлизин-Уэст, штат Аризона), американский архитектор, основатель и ведущий
мастер школы органической архитектуры Законченного профессионального образования не получил. Работал в
Чикаго у архитектора Дж.
Л. Силеби (с 1887) и Л. Салливена (с 1888), влияние которого на
Р. было решающим. Однако уже в первых постройках Р. симметричные схемы учителя получают напряженно-экспрессивную романтическую трактовку (дом Чарнли в Чикаго, 1891). Романтические тенденции усиливаются у Р. после 1893, когда он начинает работать самостоятельно, и особенно с 1900 ≈ в его серии «домов прерий». Среди них выделяются
дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат
Иллинойс, 1902) и дом Роби в Чикаго (1909), в которых Р.
под влиянием японской архитектуры впервые осуществляет идею единой системы «перетекающих» внутренних пространств. Непрерывными горизонтальными полосами окон, террасами и лоджиями, свесами кровель интерьеры этих распластанных построек естественно связываются с окружающей средой. Органичное включение архитектурных форм в
ландшафт сочетается у Р. с раскрытием специфических свойств строительных материалов и конструкций. Эти идеи находят
отражение и в более крупных сооружениях Р. начала 20
в. (здание фирмы «Ларкин» в
Буффало, 1905;
отель «Импириал» в
Токио, 1916≈22, разобран в 1960-е гг.). Выставка проектов Р. в Берлине (1910) оказала значительное воздействие на дальнейшее
развитие европейской архитектуры; вместе с
тем в
США творчество Р. оставалось непризнанным вплоть
до конца 30-х гг. В начале 20-х гг. Р. строит дома из бетонных блоков, ритмически членя их фасады с помощью многократного повтора стандартных элементов (дом Милларда в Пасадене, штат
Калифорния, 1923). В 30-е гг. Р. становится лидером течения, противопоставляющего конформистским и техницистским тенденциям функционализма идею архитектуры ≈ связующего звена между человеком и природой. Программное
произведение Р. этого периода ≈ дом Кауфмана («Дом
над водопадом») в Бер-Ране (штат
Пенсильвания, 1936) смело вынесенные консоли которого продолжают уступы скал над лесным ручьем. Опираясь на аналогии с природными формами, Р. создаёт «древоподобные» структуры высотных зданий с бетонными «стволами», вмещающими вертикальные коммуникации, и расходящимися от них «ветвями» ≈ консольными перекрытиями (лаборатория в Рейсине, штат Висконсин, 1949; «Башня Прайса» в Бартлсвилле, штат
Оклахома, 1956). В ряде сооружений 30≈50-х гг. Р. стремится уйти от принципа прямоугольности и организует
пространство на основе
углов в 60° и 120°, круга и
спирали («дом-соты» ≈ дом
Ханна в
Пало-Альто, штат Калифорния, 1937). Завершение этой серии экспериментов ≈ здание Музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (проект 1943≈1946,
строительство 1956≈59), где главный
объём сформирован спиральным пандусом, охватывающим перекрытый прозрачным куполом световой дворик, и где цельности внутреннего пространства отвечает
непрерывность «текучей» формы ограждения. Воззрения Р. как теоретика дезурбанизма получают выражение в его проекте «Бродэйкр-сити» (1935), предлагающем полное растворение городской застройки в ландшафте.
═ Творчество Р. образует прямую связь между поисками архитекторов конца 19 в. и достижениями мировой архитектуры середины 20 в. Сохраняя верность сентиментальной мечте о жизни среди природы и усматривая в принципах органической архитектуры возможности гуманизации человеческого существования, Р. был и одним из основоположников рационализма в современной архитектуре. В социально-философском плане гуманизм Р. сочетался с индивидуализмом (часто в духе Ф. Ницше), устремленным скорее к свободе личности от общества, чем к её свободе, обеспеченной обществом.
═ Соч.: An organic architecture, the architecture of democracy, L., 1939; On architecture. Selected writings, N. Y., [1941]; An autobiography, N. Y., 1943: The future of architecture, N. Y., 1953; An American architecture, N. Y., 1955; A testament, N. Y., 1957; The living city, N. Y., 1958; в рус. пер. ≈ Будущее архитектуры, М., 1960.
═ Лит.: Гольдштейн А. Ф., Франк Ллойд Райт, М., 1973; Hitchcock Н. R., In the nature of materials, N. Y., 1942; Zevi B., Frank Lloyd Wright, 2 ed., Mil., 1954: Scully V. J., Frank Lloyd Wright, N. Y., [1960].
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978