Большая Советская энциклопедия - российская советская федеративная социалистическая республика рсфср (кино)
Связанные словари
Российская советская федеративная социалистическая республика рсфср (кино)
= XVI. Кино
= Первые киносеансы состоялись в Москве и Петербурге в 1896. С 1908 появились русские кинофирмы: А. О. Дранкова (Петербург), А. А. Ханжонкова, И. Н. Ермольева (Москва) и др. Пионеры отечественного кино обращались к народным песням, литературной классике, русские истории (лСтенька Разин и княжна», др. название лПонизовая вольница», 1908, режиссер Б. Ромашков; лОборона Севастополя», 1911, режиссеры В. М. Гончаров и А. А. Ханжонков). В 1911?13 режиссёр и оператор В. А. Старевич создал первые в мире объёмные мультипликационные ленты. Снимались научные и учебные фильмы. К 1914 игровые фильмы России достигли художественного уровня лучших западно-европейских и американских картин. В лзолотой фонд» тех лет вошли: лДворянское гнездо» (1915, по И. С. Тургеневу, режиссер В. Р. Гардин), лНаташа Ростова» (1915, по лВойне и миру» Л. Н. Толстого, режиссеры Гардин и Я. А. Протазанов), лПиковая дама» (1916, по А. С. Пушкину) и лОтец Сергий» (1918, по Л. Н. Толстому) ? оба режиссера Протазанова, и др. картины, близкие реалистическим традициям русской литературы и театра. Наряду с Протазановым и Гардиным, утверждавшими психологический реализм в кино, и Е. Ф. Бауэром, поднявшим изобразительную культуру фильма, работали режиссер П. И. Чардынин, А. Н. Уральский, Н. А. Салтыков и др. В их картинах снимались лзвёзды» русского экрана В. В. Холодная, И. И. Мозжухин, В. А. Полонский, О. И. Преображенская, И. Н. Перестиани и др. Высокую артистическую культуру внесли в кино театральные актёры В. В. Максимов, В. Г. Орлова и др. Сформировалась школа кинооператоров ? А. А. Левицкий, Е. О. Славинский, Н. Ф. Козловский, П. В. Ермолов, Б. И. Завелёв, П. К. Новицкий, А. Г. Лемберг и др. Первые шаги делало документальное кино, показывая быт народов Востока, хронику жизни России. После Февральской революции 1917 возрос выпуск хроникальных фильмов, новые темы пыталось решить игровое кино ? лДа здравствует свободная Русь!» (1917, режиссер А. А. Чаргонин), лРеволюционер» (1917, режиссер Бауэр) и др.
= Подлинное обновление русского кино началось после Октябрьской революции 1917; В. И. Ленин, партия и Советское правительство придавали киноискусству большое значение. Руководящие органы советской кинематографии ? Московский и Петроградский кинокомитеты ? проделали значительную работу по организации кинопроизводства и проката фильмов. В 1919 по постановлению СНК РСФСР фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность были переданы в ведение Наркомата просвещения. Национализацию кинодела осуществлял созданный в том же году Всеросс. фотокиноотдел (ВФКО). Стали выпускаться игровые агитфильмы: лУплотнение» (режиссер А. П. Пантелеев), лВосстание» (режиссер А. Е. Разумный), лО попе Панкрате, тётке Домне и явленной иконе в Коломне» (режиссер Н. Ф. Преображенский, по басне Д. Бедного) ? все в 1918, лЧем ты был?» (1919, режиссер Ю. А. Желябужский), лНа Красном фронте» (1920, режиссер Л. В. Кулешов). Частные киноателье, находившиеся под контролем государства, выпустили ряд значительных картин: лБарышня и хулиган» (1918, по сценарию и при участии Маяковского, режиссер Е. О. Славинский), лПоликушка» (1919, по Л. Н. Толстому, режиссер А. А. Санин, в главной роли ? И. М. Москвин) и др.
= Наряду с режиссёрами активно участвовали в строительстве молодой советской кинематографии операторы, художники, актёры русского дореволюционного кинематографа. В 1920 создана первая экранизация повести М. Горького лМать» (режиссер Разумный), в 1921 ? историко-революционный фильм лСерп и молот» (режиссер Гардин). Широкое развитие получила кинохроника. В 1918?19 выходил периодический хроникальный советский киножурнал лКинонеделя». Начало образной кинопублицистике положили первые выпуски революционной кинохроники, документальный полнометражный фильм режиссер Д. Вертова лИстория гражданской войны» (1922) и др. По инициативе В. И. Ленина в 1920 созданы первые научные фильмы о внедрении новой техники в области добычи торфа.
= В 1922 по постановлению СНК РСФСР прокат и кинопроизводство от ВФКО перешли к лГоскино» (административное хозрасчётное учреждение, которому было предоставлено монопольное право проката фильмов на всей территории РСФСР). В 1923 картиной лНа крыльях ввысь» начала деятельность одна из кинофабрик лГоскино» (с 1935 лМосфильм»), в 1924 ? кинофабрика лМежрабпом-Русь» (с 1936 лСоюздетфильм», с 1948 Центральная студия детских и юношеских фильмов им. М. Горького). Мастера первого поколения советских кинорежиссёров ? С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин, Вертов, Кулешов, Ф. М. Эрмлер ? новаторски осваивали революционную проблематику. Фильмы Эйзенштейна лСтачка», лБроненосец ,,Потемкинж» (оба в 1925), лОктябрь» (1927) воссоздавали образ революционного народа, показанного художественно ёмко, масштабно, с документальной достоверностью. Пудовкин первый среди кинематографистов обратился к системе К. С. Станиславского. В фильмах лМать» (1926, по Горькому), лКонец Санкт-Петербурга» (1927), лПотомок Чингис-хана» (1929) он стремился показать внутренний мир человека, захваченного революционными преобразованием жизни. Эйзенштейн и Пудовкин заложили основы теории киноискусства, глубоко осмыслили проблемы монтажа К реалистическому показу современной жизни пришли ленинградский режиссер Г. М. Козинцев и Л. З. Трауберг. Лучшая их работа в период лнемого» кино ? историко-революционный фильм лНовый Вавилон» (1929). Среди фильмов, посвященных революционной тематике: лДворец и крепость» (1924, по мотивам романа лОдеты камнем» О. Форш, режиссер А. В. Ивановский), лСорок первый» (1927, по Б. А. Лавреневу, режиссер Протазанов), лМосква в Октябре» (1927, режиссер Б. В. Барнет). Ряд фильмов, отличавшихся жанровым и стилистическим многообразием, освещал актуальные вопросы быта и социалистического строительства: лКружева» (1928) и лЧёрный парус» (1929) С. И. Юткевича, лКатька ? Бумажный ранет» (1926), лПарижский сапожник» (1928) и лОбломок империи» (1929) Эрмлера, сатирические и бытовые комедии лДом на Трубной» (1928) Барнета, лЗакройщик из Торжка» (1925) и лДон Диего и Пелагея» (1928) Протазанова, лДва друга, модель и подруга» (1928) А. Д. Попова, и др. Фильмами на современные сюжеты дебютировали режиссёры Е. В. Червяков, И. А. Пырьев, М. С. Донской, С. Д. и Г. Н. Васильевы, В. М. Петров, А. Г. Иванов, А. Г. Зархи, И. Е. Хейфиц, А. М. Роом, Ю. Я. Райзман. Заметное место в репертуаре 2-й половины 20-х гг. отводилось экранизациям русской классики и произведений зарубежных писателей: лКоллежский регистратор» (1925, по повести лСтанционный смотритель» Пушкина, режиссер Желябужский), лЧины и люди» (1929, по рассказам А. П. Чехова, режиссер Протазанов), лПо закону» (1926, по рассказу лНеожиданное» Лондона, режиссер Кулешов), лПривидение, которое не возвращается» (1929, по новелле лСвидание, которое не состоялось» Барбюса, режиссер Роом) и др. Успешно работали: операторы ? А. Д. Головня, Л. В. Косматов, А. Н. Москвин, сценаристы ? Н. Ф. Агаджанова,. Н. А. Зархи, С. А. Ермолинский, Б. Л, и О. Л. Леонидовы, Л. В. Никулин В. К. Туркин, Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский и др. Зачинателями советского мультипликационного кино были В. С. и З. С. Брумберг, А. И. Бушкин, А. В. Иванов, И. П. Иванов-Вано, Ю. А. Меркулов, А. Л. Птушко, В. Г. Сутеев, Н. П. Ходатаев, М. М. Цехановский и др.
= Научные и учебные фильмы выпускала кинофабрика лКульткино». Во 2-й половине 20-х гг. лучшими фильмами хроникально-документального кино стали: лШагай, Совет!», лШестая часть мира» (оба в 1926, режиссер Вертов), лТурксиб» (1929, режиссер В. А. Турин), новаторские архивно-документальные фильмы режиссер Э. И. Шуб лПадение династии Романовых» (1927), лРоссия Николая II и Лев Толстой» (1928) и др.
= Мастера кино успешно осваивали метод социалистического реализма. Этот важный творческий процесс совпал с введением звука в кино. С помощью отечественной аппаратуры (изобретатели П. Г. Тагер и А. Ф. Шорин) были сняты первые звуковые фильмы лПутёвка в жизнь» (1931, режиссер Н. В. Экк) и лЗлатые горы» (1931, режиссер Юткевич). Этапным произведением советского киноискусства стал фильм братьев Васильевых лЧапаев» (1934, в главных ролях: Б. А. Бабочкин ? Чапаев, Б. В. Блинов ? Фурманов). Воскрешая революционную романтику прошлого, эта народная эпопея продолжает сохранять огромное воспитательное значение и служит образцом простоты и ясности, реалистического изображения образов-характеров. Историко-революционной теме-были посвящены картины: лОкраина» (1933, режиссер Барнет), трилогия ? лЮность Максима» (1935), лВозвращение Максима», (1937), лВыборгская сторона» (1939), режиссер Козинцева и Трауберга (в роли Максима ? Б. П. Чирков), лМы из Кронштадта» (1936, режиссер Е. Л. Дзиган), лДепутат Балтики» (1937, режиссер Зархи и Хейфиц, в роли Полежаева ? Н. П. Черкасов), лПоследняя ночь» (1937, режиссер Райзман). Крупнейшим достижением стали фильмы о В. И. Ленине: лЛенин в Октябре» (1937) и лЛенин в 1918 году» (1939) режиссера М. И. Ромма и лЧеловек с ружьем» (1938) режиссера Юткевича. В первых двух фильмах образ Ленина создал Б. В. Щукин, в последнем ? М. М. Штраух. Начиная с фильма лВстречный» (1932, режиссер Эрмлер и Юткевич) были созданы правдивые, идейно и художественно зрелые картины о современности: лКрестьяне» (1935, режиссер Эрмлер), лПартийный билет» (1936, режиссер Пырьев), лВеликий гражданин» (1938?39, режиссер Эрмлер), лЧлен правительства» (1940, режиссер Зархи и Хейфиц), лМашенька» (1942, режиссер Райзман). Значительный успех имели фильмы С. А. Герасимова, посвященные советской молодёжи: лСемеро смелых» (1936), лКомсомольск» (1938), лУчитель» (1939). Красной Армии и флоту посвящены картины: лЛётчики» (1935, режиссер Райзман), лТринадцать» (1937, режиссер Ромм), лНа границе» (1938, режиссер Иванов), лФронтовые подруги» (1941, режиссер В. В. Эйсымонт), лВалерий Чкалов» (1941, режиссер М. К. Калатозов) и др. Ставились антифашистские фильмы: лПрофессор Мамлок» (1938, по пьесе Ф. Вольфа, режиссер Г. М. Раппапорт и А. И. Минкин), лБолотные солдаты» (1938, режиссер А. В. Мачерет), лСемья Оппенгейм» (1939, по Л. Фейхтвангеру, режиссер Г. Л. Рошаль). Новые, принципиальные достижения советской кинокомедии связаны с новаторскими поисками её мастеров (см. Кинокомедия). Г. В. Александров создал музыкальные кинокомедии лВесёлые ребята» (1934), лЦирк» (1936), лВолга-Волга» (1938), лСветлый путь» (1940). Дарование режиссёра Пырьева проявилось в музыкально-бытовых комедиях лБогатая невеста» (1938), лТрактористы» (1939), лСвинарка и пастух» (1941). Сатирические комедии лСчастье» (1935) и лЧудесница» (1937) созданы режиссер А. И. Медведкиным. Комедии ставили также К. К. Юдин ? лДевушка с характером» (1939), Ивановский ? лМузыкальная история» (1940), лАнтон Иванович сердится»(1941) и др. Получил развитие приключенческий жанр: лДжульбарс» (1936, режиссер В. А. Шнейдеров), лОшибка инженера Кочина» (1939, режиссер Мачерет), лМужество» (1939, режиссер Калатозов) и др. Значительную роль в патриотическом воспитании народа в предвоенные годы сыграли фильмы лПетр I» (1937?39, режиссер В. М. Петров), лАлександр Невский» (1938, режиссер Эйзенштейн), лСуворов» (1941, режиссер Пудовкин). В 30-х гг. успешно осуществлялась экранизация произведений классической литературы: лГроза» (1934, режиссер Петров), лБесприданница» (1937, режиссер Протазанов) ? по пьесам А. Н. Островского, лИудушка Головлёв» (1934, по М. Е. Салтыкову-Щедрину, режиссер Ивановский), трилогия о Горьком (лДетство Горького», 1938, лВ людях», 1939, лМои университеты», 1940, режиссер Донской), лМаскарад» (1941, по М. Ю. Лермонтову, режиссер Герасимов), были поставлены картины для детей: лДети капитана Гранта» (1936, по Ж. Верну, режиссер В. П. Вайншток), лБелеет парус одинокий» (1937, по В. П. Катаеву, режиссер В. Г. Легошин), лДума про казака Голоту» (1937, по А. П. Гайдару, режиссер И. А. Савченко), лТимур и его команда» (1940, по Гайдару, режиссер Разумный); фильмы-сказки: лПо щучьему велению» (1938, режиссер А. А. Роу), лЗолотой ключик» (1939, режиссер Птушко). Созданы мультипликационные картины: лНовый Гулливер» (1935, режиссер Птушко), лКолобок» (1937, режиссер В. Г. Сутеев), лМойдодыр» (1939, режиссер Иванов-Вано) и др. Богатейшие возможности звукового кино способствовали расцвету творческих дарований актёров, большое значение приобрела и кинодраматургия. Лучшие фильмы 30-х гг. поставлены по сценариям М. Ю. Блеймана, М. В. Большинцова, К. Н. Виноградской, Е. И. Габриловича, Г. Э. Гребнера, О. Л. Леонидова, П. А. Павленко, Е. М. Помещикова, Л. Н. Рахманова, Б. Ф. Чирскова, Б. В. Шкловского и др. Музыка к фильмам, созданная композиторами Д. Д. Шостаковичем, И. О. Дунаевским, Д. Б. Кабалевским, В. В. Щербачёвым, Н. В. Богословским и др., стала одним из важнейших выразительных средств кино. Одновременно кинематограф явился мощным пропагандистом и распространителем массовой песни (см. Киномузыка). В 1930?35 было выпущено 176 художественных фильмов (78 звуковых, 98 лнемых»), в 1936?40 ? 196 звуковых.
= Получили известность документальные картины лТри песни о Ленине», лЧелюскин» (обе в 1934), лБудем, как Ленин», лИспания» (обе в 1939), лДень нового мира» (1940). Сформировалась самобытная школа советского научно-популярного кино (режиссеры А. М. Згуриди, Б. Г. Долин и др.), регулярно выпускается киножурнал лНаука и техника».
= В годы Великой Отечественной войны 1941?45 вслед за первыми лБоевыми киносборниками» были созданы высоко-патриотические произведения, сыгравшие большую воспитательную и мобилизующую роль: лСекретарь райкома» (1942, режиссер Пырьев), лОна защищает Родину» (режиссер Эрмлер), лДва бойца» (режиссер Л. Д. Луков), лФронт» (режиссеры братья Васильевы) ? все в 1943, лЗоя» (1944, режиссер Л. О. Арнштам), лНашествие» (режиссер Роом), лЧеловек ж 217» (режиссер Ромм), лВеликий перелом» (режиссер Эрмлер), лРодные поля» (режиссер Б. А. Бабочкин и А. Ф. Босулаев) ? все в 1945, и др. Тему национального единения русского государства перед лицом врага раскрывали исторические картины: лКутузов» (1944, режиссер Петров) и лИван Грозный» (1-я сер., 1945, режиссер Эйзенштейн); продолжали создаваться фильмы о Гражданской войне: лЕго зовут Сухэ-Батор» (1942, режиссеры Зархи и Хейфиц), ?Котовскийж (1943, режиссер А. М. Файнциммер) и др. Победы советского народа запечатлели документальные фильмы: лБерлин», лРазгром Японии» (оба в 1945), лСуд народов» (1946). Военным событиям в Зап. Европе посвящен фильм лОсвобожденная Франция» режиссер Юткевича (1944).
= Среди лучших фильмов послевоенного периода ? картины о славных героических подвигах советских людей в минувшей войне: экранизации ? лМолодая гвардия» (1948, по роману А. А. Фадеева, режиссер Герасимов), лПовесть о настоящем человеке» (1948, по повести Б. Н. Полевого, режиссер А. Б. Столпер); приключенческий фильм ? лПодвиг разведчика» (1947, режиссер Барнет) и др. О людях, вернувшихся к мирному труду, повествовали: картины ? лВозвращение Василия Бортникова» (1953, режиссер Пудовкин), музыкальные фильмы ? лСказание о земле Сибирской» (1948) и лКубанские казаки» (1950) режиссера Пырьева. Воспитательное значение имел поэтический фильм режиссер Донского лСельская учительница» (1947). В фильмах лРусский вопрос» (1948, режиссер Ромм) и лВстреча на Эльбе» 1949, режиссер Александров) решалась тема борьбы за мир. Большое место на экране 40-х гг. заняли историко-биографические фильмы: лГлинка» (1947, режиссер Л. О. Арнштам), лАкадемик Иван Павлов» (1949) и лМусоргский» (1950) режиссер Рошаля. Сказочная тематика нашла продолжение в фильмах лКаменный цветок» (1946, по П. П. Бажову, режиссер Птушко) и лЗолушка» (1947, режиссеры Н. Н. Кошеверова, М. Г. Шапиро). Успешно создавались научно-популярные картины: лПовесть о жизни растений» (1947, режиссер М. С. Каростин), лИстория одного кольца» (режиссер Долин), лЛесная быль» (режиссер Згуриди) ? оба в 1949, и др.
= В 50-х гг. началось строительство новых и расширение старых съёмочных площадок киностудий Москвы и Ленинграда. Увеличился выпуск картин на лЛенфильме» и Центральной студии детских и юношеских фильмов, а также художественных фильмов на Свердловской киностудии (основана в 1949). При лМосфильме» и лЛенфильме» работают Театры-студии киноактёра. В кино пришли выпускники ВГИКа: режиссёры ? А. А. Алов, В. П. Басов, С. Ф. Бондарчук, В. Я. Венгеров, Л. И. Гайдай, Г. Н. Данелия, Ю. П. Егоров, Ю. Ю. Карасик, Л. А. Кулиджанов, В. Н. Наумов, С. И. Ростоцкий, Э. А. Рязанов, С. И. Самсонов, А. А. Салтыков, Я. А. Сегель, В. Н. Скуйбин, И. В. Таланкин, А. А. Тарковский, М. М. Хуциев, Ю. С. Чулюкин, Г. Н. Чухрай, М. А. Швейцер, В. М. Шукшин и др., выдвинулись актёры ? К. Ю. Лавров, Н. В. Мордюкова, И. М. Смоктуновский, В. В. Тихонов, М. А. Ульянов и др., операторы ? Г. Н. Лавров, В. В. Монахов, М. М. Пилихина, С. П. Урусевский, В. И. Юсов и др.
= Главные творческие поиски мастеров экрана были направлены на проникновенное художественное исследование духовной жизни и деятельности советского человека ? строителя коммунистического общества. Важными вехами стали фильмы, отличающиеся высокой гражданственностью, глубоким раскрытием характеров, показом внутреннего мира героев: лБольшая семья» (1954, режиссер Хейфиц), лЧужая родня» (1956, режиссер Швейцер), лПоэма о море» (1958, режиссер Ю. И. Солнцева, по сценарию Довженко), лКоммунист» (1959, режиссер Райзман), лПростая история» (1960, режиссер Егоров), лДевять дней одного года» (1962, режиссер Ромм), лПредседатель» (1965, режиссер Салтыков), лНаш современник» (1968, режиссер Райзман), лДоживём до понедельника» (1968, режиссер Ростоцкий), лУ озера» (1969, режиссер Герасимов), лУкрощение огня» (1972, режиссер Д. Л. Храбровицкий) и др. Снимались кинокомедии: лВерные друзья» (1954, режиссер Калатозов), лКарнавальная ночь» (1956) и лБерегись автомобиля» (1966) режиссер Рязанова, лЖивёт такой парень» (1964, режиссер Шукшин), лНеподдающиеся» (1959, режиссер Чулюкин), лИван Васильевич меняет профессию» (1973, режиссер Гайдай).
= О мужестве, моральной чистоте рассказывали разные по стилистике, но единые своим гуманистическим пафосом фильмы о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне: лЛетят журавли» (1957, режиссер Калатозов), лДом, в котором я живу» (1957, режиссер Кулиджанов и Сегель), лБаллада о солдате» (1959, режиссер Чухрай), лСудьба человека» (1959, режиссер Бондарчук), лМир входящему» (1961, режиссеры Алов и Наумов), лПовесть пламенных лет» (1961, режиссер Солнцева, сценарий Довженко), лИваново детство» (1962, режиссер Тарковский), лЖивые и мёртвые» (1964, режиссер Столпер), лОсвобождение» (1970?1971, режиссер Ю. Н. Озеров), лА зори здесь тихие...» (1972, режиссер Ростоцкий), лБлокада» (1974, режиссер М. И. Ершов), лОни сражались за Родину» (1975, режиссер Бондарчук). Дальнейшее развитие и углубление получил образ В. И. Ленина, показанного в различные периоды жизни и деятельности, в картинах: лРассказы о Ленине» (1958) и лЛенин в Польше» (1966) режиссер Юткевича, лСиняя тетрадь» (1963, режиссер Кулиджанов), лСердце матери» (1966) и лВерность матери» (1967) режиссер Донского. Значительное место занимает экранизация русской и зарубежной классической литературы: лТихий Дон» (1957?58, по Шолохову, режиссер Герасимов), лИдиот» (1958) и лБратья Карамазовы» (1969; по Достоевскому, режиссер Пырьев), лВойна и мир» (1966?67, по Л. Н. Толстому, режиссер Бондарчук), лДядя Ваня» (1970, по Чехову, режиссер Михалков-Кончаловский), лОтелло» (1956, по Шекспиру, режиссер Юткевич), лГамлет» (1964), лКороль Лир» (1970; по Шекспиру, режиссер Козинцев). Создаются фильмы-оперы и фильмы-балеты.
= Внушительных успехов добилась мультипликация, выпуск которой сосредоточен на студии лСоюзмультфильм» (основана в 1936). Документальные и хроникальные картины выпускают киностудии Москвы, Ленинграда, Куйбышева, Ростова-на-Дону, Новосибирска, Иркутска, а также Дальневосточная, Сев.-Кавказская, Нижневолжская и Казанская студии кинохроники. В числе наиболее значительных документальных фильмов ? лРазум против безумия» (1960), лПервый рейс к звёздам», лЛюди голубого огня» (1961), лТри весны Ленина»,лКатюша» (оба в 1964), лОбыкновенный фашизм», лВеликая Отечественная» (оба в 1965), лЕсли дорог тебе твой дом», лСлово об одной русской матери», лНарода верные сыны» (все в 1967), лГренада, Гренада, Гренада моя...», лВ небе только девушки» (оба в 1968), лВремя больших испытаний» (1969), лПылающий континент» (1972), лПовесть о первой весне» (1974), лШёл солдат» (1975) и др.
= Выходят периодические документальные киножурналы: лПионерия» (с 1931), лНовости дня» (с 1944), лСоветский спорт» (с 1946), лИностранная кинохроника» (с 1955), лСтрана советская» (с 1961), лСоветское кино» (с 1965), лСоветский патриот» (с 1967). Русское советское научно-популярное и учебное кино в 60-е ? начале 70-х гг. развивается под мощным влиянием научно-технической революции, что определяет выпуск актуальных по содержанию и доступных по форме картин, созданных режиссерами Згуриди, Долиным, Н. В. Грачевым, Д. А. Боголеповым, Н. В. Клушанцевым, Н. А. Левицким, Ф. М. Соболевым, Ф. А. Тяпкиным, В. А. Шнейдеровым. Особое место занимают научно-популярные картины, посвященные В. И. Ленину и Октябрьской революции: трилогия ? лРукописи Ленина» (1960), лЗнамя партии» (1961), лЛенин. Последние страницы» (1963); лВо главе государства», лМы шли с Ильичем» (обе в 1967) и др. Ежегодно выпускается более 500 научно-популярных киножурналов: лНаука и техника», лСтроительство и архитектура», лСельское хозяйство» и др., для детей ? лХочу всё знать», киноальманахи ? лГоризонт», лЗвёздочка» и др.
= Киноискусство развивается под плодотворным воздействием решений Коммунистической партии по вопросам искусства, в том числе опубликованного в 1972 постановлением ЦК КПСС лО мерах по дальнейшему развитию советской кинематографии».
= Подготовка кинематографических кадров в РСФСР осуществляется Всесоюзным государственным институтом кинематографии (ВГИК, основан в 1919); с 1956 в Москве работают Высшие режиссёрские, с 1966 ? Высшие сценарные курсы. В 1930 в Ленинграде создан Ленинградский институт киноинженеров (ЛИКИ). В Ленинграде, Ростове-на-Дону, Казани, Воронеже, Загорске имеются кинотехникумы. Научно-исследовательскую работу наряду с кафедрами ВГИКа и ЛИКИ осуществляют институт теории и истории кино (создан в 1974) и Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ; основан в 1929) в Москве. Проблемы киноискусства разрабатывает также Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Фильмографическая работа ведётся в Госфильмофонде СССР (организован в 1948). Теоретическое наследие и теоретические работы выдающихся мастеров советского кино С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, А. П. Довженко, Д. Вертова, М. И. Ромма, С. А. Герасимова и С. И. Юткевича составляют фундаментальную базу для развития киноведческой науки (см. Киноведение). В Союз кинематографистов СССР, находящийся в Москве, входит около 3 тыс. работников кино Российской Федерации, он объединяет деятелей киноленинграда, Свердловска, Ростова-на-Дону, Северного Кавказа, Поволжья, Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мастера кино РСФСР оказывают большую помощь кинематографистам союзных республик, осуществляют совместные кинопостановки. Совместные постановки создаются и с кинематографистами др. социалистических стран (Болгария, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Монголия), а также капиталистических стран (Италия, Япония, Швеция, Франция, США и др.). В 1974 в РСФСР функционировало 17 киностудий, выпускающих художественные, хроникально-документальные, научно-популярные и учебные фильмы, свыше 90 тыс. киноустановок, из них 55 206 широкоэкранных. На долю кинематографии РСФСР приходится более 50% общесоюзного выпуска. Киностудиями РСФСР создан 71 полнометражный художественный, 180 документальных, 92 научно-популярных фильма. Мастера русского кино внесли значительный вклад в развитие советского и мирового киноискусства. См. также том СССР, раздел Кино.
= Лит.: Самое важное из всех искусств. Ленин о кино. Сб. документов и материалов, М., 1963; Ханжонков А., Первые годы русской кинематографии, М. ? Л., 1937; Соболев Р. П., Люди и фильмы русского дореволюционного кино, М., 1961; Гинзбург С. С., Кинематография дореволюционной России, М., 1963; Лебедев Н., Очерк истории кино СССР, Немое кино, [1918?1934], 2 изд., М., 1965; Вертов Д. З., Статьи, дневники, замыслы, М., 1966: Юренев Р., Краткая история советского кино, М.. 1967: История советского кино. 1917?1931, т. 1, М., 1969.
= О. В. Якубович.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978