Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - сарьян

Сарьян

I

Сарья́н

Сарян Гегам Багдасарович [р. 12(25).12.1902, Тебриз, Иран], армянский советский поэт, заслуженный деятель культуры Армянской ССР (1967) и Украинской ССР (1972). Окончив армянскую семинарию в Тебризе, учительствовал в Иране (1920—22). В 1922 переехал в Советскую Армению. Печатается с 1919. Для ранней лирики характерны мотивы отчаяния и протеста против тягостной социальной действительности. В Советской Армении С. создаёт поэму «Свадьба Ширака» (1925) — о строительстве Ширакского канала. Стихи его приобретают широкое гражданское и патриотическое звучание; С. обращается к прошлому и настоящему Армении, пишет о созидательном труде и борьбе за мир, о творчестве и гражданском долге поэта. Автор сборников «Страна Советская» (1930), «Полдень» (1935), «Баллады» (1944), «Хризантема» (1968; Государственная премия Армянской ССР, 1970), «Избранное. Стихи и баллады» (1974) и др. Некоторые стихи С. положены на музыку; переведены на многие языки мира. Депутат Верховного Совета СССР 2, 6 и 8-го созывов. Награжден орденом Ленина, 3 другими орденами, а также медалями.

Соч.: в рус. пер. — Чудесное поколение, М., 1950; Стихотворения и поэмы, М., 1958.

Лит.: Мнацаканян В., Гегам Сарян, Ер., 1956; История армянской советской литературы, М., 1966; Тамразян Грант, На литературных путях, М., 1973, с. 263—64.

Л. Г. Мкртчян.

II

Сарья́н

Мартирос Сергеевич [16(28).2.1880, Нахичевань-на-Дону, ныне в черте г. Ростов-на-Дону, — 5.5.1972, Ереван], советский живописец, народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1947), действительный член АН Армянской ССР (1956), Герой Социалистического Труда (1965). Председатель Союза художников Армянской ССР (1947—51). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897—1904), где в 1902—04 совершенствовался в мастерских В. А. Серова и К. А. Коровина. Участник выставок «Голубая роза», Союз русских художников, «Мир искусства», «Четыре искусства». В ранних произведениях С. сказочность восточных мотивов сочетается с музыкальностью композиционных ритмов и подчёркнутой декоративностью колорита. Тяготение к слиянию декоративного и конструктивно-предметного начал, проявившееся в работах конца 1900-х гг. («Автопортрет», темпера, 1909, Третьяковская галерея), с особой силой выражено в произведениях, созданных в период поездок в Турцию, Египет и Иран (1910—13). Контрастно сопоставляя пятна чистых тонов и добиваясь экспрессивного лаконизма композиции, С. сохраняет предельную чувственную убедительность мотивов Востока и вместе с тем придаёт им почти фресковую монументальность («Финиковая пальма», темпера, 1911, там же). Известное влияние искусства П. Гогена и А. Матисса, свойственное этим произведениям, сказывается в натюрмортах 1910-х гг., а также в портретах. После Октябрьской революции 1917 главной темой творчества художника становятся жизнь и природа Армении, где он жил с 1921. С 1920-х гг. работает в основном в технике масляной живописи, первоначально сохраняя плоскостную декоративность цвета («Армения», 1923, Картинная галерея Армении, Ереван), но затем вводя в свои произведения сложные тональные отношения, нередко прибегая к дробному мазку, в чём сказалось и воздействие Импрессионизма, с особой остротой испытанное С. во время пребывания в Париже в 1926—28. С 1930-х гг. аспекты изображения родной природы в пейзажах С. становятся особенно многообразными. Художник создаёт также многочисленные портреты, сочетая в них острую, порой почти гротескную характерность с вниманием к наиболее устойчивым душевным состояниям своих персонажей («Р. Н. Симонов»; «А. Исаакян»; «Автопортрет с палитрой», см. илл.), праздничные по колориту натюрморты («Осенний натюрморт», см. илл.). Важнейшей областью творчества С. 40—60-х гг. является пейзаж. Чаще всего С. писал горы, зафиксированные в то время, когда летнее солнце скрадывает нюансы, оставляя лишь большие пространственные планы и контрастные цветовые и свето-воздушные отношения; эпическую обобщенность видения, высокий патриотический пафос сочетаются в пейзажах С. с острым чувством современности, благодаря чему природа в них, при всей её грандиозности, никогда не воспринимается вне связи с жизнью и трудом людей (цикл из 7 картин «Моя Родина», в том числе «Колхоз села Кариндж в горах Туманяна», и др.; 1952—58, Ленинская премия 1961, см. илл.). С. работал также как книжный график («Армянские народные сказки», 1933, и др.) и как театральный художник (декорации и костюмы к опере «Алмаст» Спендиарова в Театре оперы и балета им. А. Спендиарова, 1938—39, Ереван; Государственная премия СССР, 1941, и др.). Творчество С. сыграло ведущую роль в складывании национальной школы армянской советской живописи. Депутат Верховного Совета СССР 2—4-го созывов. Награжден 3 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

Соч. в рус. пер.: Из моей жизни, 2 изд., М., 1971.

Лит.: Волошин М., Сарьян, «Аполлон», 1913, № 9; Михайлов А. И., Мартирос Сергеевич Сарьян, М., 1958; Дрампян Р., Сарьян, [М.], 1964.

М. С. Сарьян.«Автопортрет с палитрой». 1942. Картинная галерея Армении. Ереван.

М. С. Сарьян. «Колхоз села Кариндж в горах Туманяна». 1952. Картинная галерея Армении. Ереван.

М. С. Сарьян. Портрет Р. Н. Симонова. 1939. Музей искусства народов Востока. Москва.

М. Сарьян. «Осенний натюрморт». 1961. Третьяковская галерея. Москва.

М. Сарьян. Портрет А. Исаакяна. 1940. Картинная галерея Армянской ССР. Ереван.

М. С. Сарьян.

М. С. Сарьян. «Горы». 1923. Третьяковская галерея. Москва.

М. С. Сарьян. «Улица. Полдень. Константинополь». 1910. Третьяковская галерея. Москва.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое сарьян
Значение слова сарьян
Что означает сарьян
Толкование слова сарьян
Определение термина сарьян
saryan это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины