Большая Советская энциклопедия - шиизм
Связанные словари
Шиизм
(от араб. ши’а — секта, партия, группа приверженцев)
одно из двух, наряду с Суннизмом, основных направлений в исламе. Зародился в 7 в. в Арабском халифате как группировка, выступавшая в защиту прав Али и его потомков от Фатимы (См. Фатима) (дочери Мухаммеда) на имамат-халифат. Потерпев поражение в борьбе за верховную политическую власть, Ш. к середине 8 в. сложился в особое течение в исламе. Общими догматами Ш., в отличие от суннизма, стали признание исключительного права Али и его потомков — Алидов (См. Алиды) на духовное и светское руководство в мусульманском мире (имамат) и отрицание в связи с этим законности первых халифов — Абу Бекра, Омара I (См. Омар I), Османа, Омейядских и Аббасидских халифов; идея о том, что заместитель пророка — халиф не должен быть избираем людьми.
На почве споров о числе Имамов Ш. в 7—9 вв. распался на несколько ответвлений: кайсанитов, зейдитов (См. Зейдиты), имамитов, исмаилитов (См. Исмаилиты). Секта кайсанитов исчезла в 11 в. Секта зейдитов является наиболее умеренной. Приверженцы одной из ведущих сект — имамиты признают 12 имамов, последнего из которых (Мухаммеда аль-Махди, т. н. «скрытого имама», по преданию, ребёнком исчезнувшего бесследно) считают мессией, Махди, призванным вернуться на землю и установить царство справедливости. До своего возвращения он направляет всю жизнь мусульман-шиитов через посредство высшего духовенства — Муджтахидов (авторитет которого и обеспечивается мистической связью со «скрытым имамом»). Учение имамитов в сочетании с Суфизмом было идеологической оболочкой некоторых народных движений в Иране и Средней Азии в средние века (Сербедаров восстания, Сеидов движение и др.). Исмаилиты отделились в середине 8 в. от имамитов. Наиболее благоприятной почвой для распространения Ш. стал Иран (где на него существенное влияние оказали Зороастризм и Несторианство). Ш. имеет и много общего с суннизмом. Шииты признают сунну (См. Сунна) (с некоторыми изменениями; отрицаются те Хадисы, которые восходят к противникам Али), Коран (хотя и не считают его официальную суннитскую редакцию безупречной). Вместе с тем шииты имеют и своё, отличное от суннитского, священное предание. В Ш. большую, чем в суннизме, роль играет культ «святых мучеников». Ш. воспринял учение мутазилитов (См. Мутазилиты) об отсутствии божественного предопределения и свободе воли человека. Шииты (кроме зейдитов и кайсанитов) признают «наследственную непогрешимость» имамов; в отличие от суннитов, совершают паломничества, кроме Мекки и Медины, в Кербелу, Неджеф, Казимейн, Мешхед и Кум (места погребения имамов и их родичей).
Ш. исповедуют (в различных формах) в Иране, Йеменской Арабской Республике (большинство населения), в Индии, Пакистане, Сирии, Южном Ираке, некоторых районах СССР (главным образом в Азербайджане).
Лит.: Крымский А. Е., История Персии, ее литературы и дервишской теософии, т. 1—3, М., 1909—17; Беляев Е. А., Мусульманское сектантство, М., 1957; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII — XV вв., Л., 1966 (лит.); Дорошенко Е. А., Шиитское духовенство в современном Иране, М., 1975; Corbin Н., Histoire de la philosophie islamique, [P.], 1964; «Мактебеташайо», ч. 1—4, Кум, 1959—61; Löschner H., Die dogmatischen Grundlagen des slitischen Rechts, Köln, u. a., 1971. См. также лит. при ст. Ислам.
И. П. Петрушевский.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978