Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - шиллер иоганн кристоф фридрих

Шиллер иоганн кристоф фридрих

Шиллер (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих (10.11.1759, Марбах на Неккаре, ‒ 9.5.1805, Веймар), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени. Сын фельдшера, офицера на службе вюртембергского герцога. Воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Окончив латинскую школу в Людвигсбурге (1772), Ш. по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в военную школу (т. н. Карпова школа), переименованную затем в академию, где занимался на юридическом, потом на медицинском отделении. В академии Ш. познакомился с моралистической философией А. Фергюсона и А. Шефтсбери, с идеями английских и французских просветителей Дж. Локка, Ш. Л. Монтескьё, Вольтера, Ж. Ж. Руссо, с творчеством У. Шекспира, Лессинга, произв. поэтов «Бури и натиска» На формирование общественно-политических взглядов Ш. повлияли и немецкая антифеодальная публицистика и освободительное движение в Америке. По окончании академии (1780) был назначен полковым врачом в Штутгарт. К этому времени им была завершена первая трагедия «Разбойники» (изд. 1781, пост. 1782), в которой выразился протест против феод. порядков в Германии. Известная декларативность главного героя и компромиссность финала не помешали тому, что впоследствии трагедия воспринималась как боевое, революционное произв. В Штутгарте Ш. выпустил поэтическую «Антологию на 1782 год», большинство стихов которой сочинено им самим, создал драму из итальянской истории эпохи Возрождения «Заговор Фиеско в Генуе» (1783). За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление «Разбойников» подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило Ш. бежать из владений герцога. Поселился сначала в деревушке Бауэрбах, где закончил драму «Луиза Миллер» (впоследствии названа «Коварство и любовь»), затем в Мангейме. В 1785 переехал в Лейпциг, потом в Дрезден.

Своими первыми драматическими и лирическими произведениями Ш. поднял движение «Бури и натиска» на новую высоту, придав ему более целеустремлённый и общественно действенный характер. Особенно велико значение «Коварства и любви» (1784), первой, по определению Ф. Энгельса, нем. политической тенденциозной драмы. В ней выражено главное социальное противоречие времени ‒ между бесправным народом и правящей аристократией. Эта «мещанская трагедия» (так Ш. в духе просветительской литературы определил её жанр) обозначила контуры большой социально-философской трагедии, осуществленной вскоре Ш. на историческом материале. В 1783‒87 Ш. работал над драмой «Дон Карлос» (из испанской истории 16 в.). Задуманная как семейная драма испанского инфанта, она превратилась в трагедию общественного преобразователя ‒ «гражданина вселенной» ‒ маркиза Позы. В окончательном варианте Ш. заменил прозу пятистопным ямбическим стихом, а жанр определил как драматическую поэму. В трагедии показан непримиримый конфликт между властвующим абсолютизмом и идеалом разума и свободы. В судьбе Позы намечена та трагедия благородного идеалиста, энтузиаста, которой предстоит позднее получить у Ш. теоретическое обоснование и поэтическое воплощение.

С отъездом в Веймар (1787) открывается новая фаза в творчестве Ш., обещанная уже «Доном Карлосом». Пересматривая прежний опыт и художественные принципы «Бури и натиска», Ш. стал изучать историю, философию, эстетику. В 1788 он начал редактировать серию книг под названием «История замечательных восстаний и заговоров», написал «Историю отпадения Нидерландов от испанского правления» (вышел только 1-й т.), в которой освободительное движение маленького нидерландского народа толковалось как предвестие схватки старого мира с просветительскими идеалами. В 1789 при содействии И. В. Гёте с которым Ш. познакомился в 1788, занял должность экстраординарного профессора истории Иенского университета, где прочел вступительную лекцию на тему «Что такое всемирная история и для какой цели её изучают». В 1793 опубликовал «Историю Тридцатилетней войны» и ряд статей по всеобщей истории. К этому времени Ш. стал приверженцем философии И. Канта, влияние которой ощущается в его эстетических трудах «О трагическом искусстве» (1792), «О грации и достоинстве» (1793), «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795), «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795‒96) и др.

Исследуя всеобщую историю от начальных её этапов до своего времени, Ш. отмечал прогресс в развитии общества, которое, однако, не избавилось от варварства и рабского угнетения. Размышления над историческими судьбами человечества только усилили трагическое мироощущение писателя. Ш. сочувственно встретил весть о Великой французской революции (в 1792 Конвент присвоил ему звание «почётного гражданина Французской республики»), но якобинская диктатура встревожила его. Одобряя низвержение феодальных порядков, он порицал казнь Людовика XVI, в которой увидел насилие, неприемлемое для него теперь в любых формах. Отвергнув революционные средства общественного переустройства, Ш. выдвинул обширную программу эстетического воспитания, полагая, что «путь к свободе ведёт только через красоту» и что миссия искусства в том, чтобы исподволь и постепенно готовить современного испорченного и порабощенного человека к грядущим разумным общественным отношениям. В соответствии с такой эстетико-политической программой Ш. отстаивал принципы идеализации, некогда позволившие античным художникам достичь непревзойдённых образцов (т. н. «веймарский классицизм»). Это отразилось и в лирике конца 80‒90-х гг. («К радости», «Боги Греции», «Художники» и др.).

Сближение с Гёте составило, по признанию Ш., «целую эпоху в его развитии». В их переписке ставились важнейшие эстетические вопросы времени, подробно обсуждались произведения, над которыми они тогда работали. Они совместно создали цикл эпиграмм «Ксении» («подарки гостям» ‒ греч.), направленных против плоского рационализма, филистерства в литературе и театре, против ранних немецких романтиков. Дружба с Гёте содействовала новому подъёму творчества Ш. В 1795‒98 он редактирует журнал «Ди Орен» («Die Horen»), в состязании с Гёте пишет баллады «Водолаз» (в пер. В. А. Жуковского «Кубок»), «Перчатка», «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли» и др. В «Песне о колоколе» (1799) Ш. вновь осуждает насилие, приводящее к анархии, и вместе с тем прославляет радость творческого труда и мирное согласие человечества. Претерпели изменение и эстетические взгляды Ш., пришедшего к заключению о коренных различиях древней, «наивной», объективной поэзии, и современной ‒ «сентиментальной», субъективной, о необходимости сочетания в современной литературе идеального с реальным.

Гл. коллизией зрелого творчества Ш. становится столкновение просветительского идеала свободного мироустройства с жестокой действительностью (стих. «Идеал и жизнь», 1795). Поздние трагедии Ш. основаны на материале переломных эпох истории, переданных стилизованно и порой условно. Они раскрывают трагизм человека в его конфликте с объективной исторической необходимостью. Эта основная трагическая коллизия осложнена в них другими социально-политическими и этико-психологическими конфликтами и проблемами, но, как коллизия философская, она определяет всю структуру трагедий. С 1791 Ш. вынашивал замысел трагедии «Валленштейн» (опубл. в 1800), в процессе создания выросшей в трилогию: «Лагерь Валленштейна» (пост. 1798), «Пикколомини» (пост. 1799), «Смерть Валленштейна» (пост. 1799) ‒ из эпохи Тридцатилетней войны 1618‒48. Противоречивый характер Валленштейна раскрыт в сложном сцеплении политических и психологических конфликтов. В «Марии Стюарт» (1801) на сюжет из истории Англии 16 в. важнейшая политическая проблема современной Ш. Европы ‒ взаимоотношения личности и нового, буржуазного государства ‒ приобрела огромное трагическое звучание благодаря мастерскому изображению психологии гл. героинь. В «романтической трагедии» «Орлеанская дева» (1801) Ш. прославил французскую народную героиню Жанну д▓Арк, соединив патриотическую тему с этическим конфликтом в душе героини. Драма «Мессинская невеста» (1803) ‒ оригинальная художественная попытка возрождения классической формы и проблематики рока античной трагедии. «Вильгельм Телль» (1804) ‒ драма о легендарном швейцарском народном герое, в ней Ш. пришёл к оправданию, хотя и не во всём последовательному, революционного действия. Через всю драму проходит мысль о воздействии народа на ход истории, о необходимости связи героя с народом. В последние месяцы жизни Ш. работал над трагедией «Димитрий» из русской истории, но внезапная смерть оборвала его работу.

Один из крупнейших трагиков мировой литературы, Ш. создал особый тип драмы ‒ драмы открыто декламируемой идейности, воплощённой в поэтических формах, и традиции её в той или иной степени сказались в драматургии «Молодой Германии» (К. Гуцков), Ф. Хеббеля, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, в 20 в. ‒ в творчестве Б. Шоу, Б. Брехта и др. В России Ш. стал известен ещё в 90-е гг. 18 в., в переводах Н. И. Гнедича, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского (его переводы стали классическими), А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и др. Он один из самых популярных иностранных писателей. Творчество Ш. высоко ценили В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой; романы Ф. М. Достоевского содержат прямые отклики на произведения Ш. Популярность Ш. в России особенно возросла в период Революции 1905‒07 и после Великой Октябрьской революции 1917, его пьесы прочно держатся в репертуаре советских театров. Творчество великого гуманиста, глашатая идеалов свободы и всемирного братства глубоко изучается и пропагандируется в ГДР (Национальный музей немецкой классической литературы в Веймаре); значителен вклад советских исследователей в освоение шиллеровского наследия.

Соч.: Briefe, hrsg. von F. Jonas, Bd 1‒7, Stuttg., 1892‒96; Sämtliche Werke. Säkularausgabe, hrsg. von E. Hellen, Bd 1‒16, Stuttg., 1904‒05; Werke. Nationalausgabe, begr. von J. Petersen, Bd 1‒42‒, Weimar, 1943 (изд. продолжается); в рус. пер.‒ Собр. соч., т. 1‒7, М., 1955‒57.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1‒2, М., 1967 (см. Указатель имён); Шиллер Ф. П., Ф. Шиллер. Жизнь и творчество, М., 1955; Лозинская Л., Ф. Шиллер, М., 1960; Берковский Н. Я., Театр Шиллера, в его кн.: Статьи о литературе, М.‒ Л., 1962; Асмус В. Ф., Шиллер как философ и эстетик, в его кн.: Немецкая эстетика XVIII в., М., 1962; Данилевский Р. Ю., Шиллер в русской лирике 1820‒ 1830-x годов, «Русская литература», 1976, №4; Вильмонт Н., Достоевский и Шиллер, в его кн.: Великие спутники, М., 1966; Фр. Шиллер. Статьи и материалы, М., 1966; Schiller. Reden, im Gedenkjahr. 1955, Stuttg., 1955‒61; Schiller in unserer Zeit, Weimar, 1955; Buchwald R., Schiller. Leben undWerk, 4 Aufl., Wiesbaden, 1959; Piana Th., F. Schiller. Bild-Urkunden zu seinem Leben und Schaffen, Weimar, 1957; Fambach O., Schiller und sein Kreis in der Kritik ihrer Zeit, B., 1957; Wiese B., Fr. Schiller, Stuttg., 1959; Abusch A., Schiller. Große und Tragik eines deutschen Genius, 3 Aufl., B., 1962; Storz G., Der Dichter Fr. Schiller, 3 Aufl., Stuttg., 1963; Kostka E. K., Schiller in Russian Literature, Phil., 1965; Staiger E., Fr. Schiller, Z., 1967; Harder Н. B., Schiller in Rußland, Materialien zu einer Wirkungsgeschichte. 1789‒1814, Bad Homburg, 1969; Borchmeyer D., Tragödie und Öffentlichkeit. Schillers Dramaturgie im Zusammenhang seiner Östhetischpolitischen Theorie und die rhetorische Tradition, Münch., 1973; Vulpius W., Schiller-Bibliographie, 1893‒1963, Bd 1‒2, Weimar, 1959.

З. Е. Либинзон.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое шиллер иоганн кристоф фридрих
Значение слова шиллер иоганн кристоф фридрих
Что означает шиллер иоганн кристоф фридрих
Толкование слова шиллер иоганн кристоф фридрих
Определение термина шиллер иоганн кристоф фридрих
shiller iogann kristof fridrih это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины