Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - шостакович дмитрий дмитриевич

Шостакович дмитрий дмитриевич

Шостакович Дмитрий Дмитриевич [12(25).9.1906, Петербург, ‒ 9.8.1975, Москва], советский композитор, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966), доктор искусствоведения (1965). Член КПСС с 1960. Родился в семье инженера. Окончил Ленинградской консерваторию по классу фортепьяно у Л. В. Николаева (1923) и композиции у М. О. Штейнберга (1925). В 1927 на 1-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена (Варшава) получил почётный диплом. Выступал с исполнением собственного произведения. С 1937 вёл класс сочинения в Ленинградской, в 1943‒48 в Московской консерваториях (с 1939 профессор). Среди учеников: Р. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский. Секретарь Союза композиторов СССР (с 1957), Союза композиторов РСФСР (с 1960, в 1960‒68 первый секретарь).

Творчество Ш. ‒ одна из вершин музыкального искусства 20 в. В своих произведениях он неизменно обращался к темам и образам большого социального значения, отображал важнейшие стороны современной действительности. В его музыке сочетаются эпическая широта и психологическая углублённость, могучий пафос художника-трибуна и тончайшая интимная лирика. Ряд произведений Ш. раскрывает глобальные конфликты современности, столкновение мира победившего социализма с миром реакции, угнетения. Особенно большое значение имели для композитора темы войны и мира, борьбы против фашизма. Образам зла, агрессии композитор противопоставлял волю и разум советских людей, веру в конечное торжество света над мраком. Произв. Ш. утверждают идеи советского гуманизма, проникнуты безграничным сочувствием к человеку, его страданиям.

Центральное место в творчестве Ш. занимают симфонические произведения, отмеченные крайней напряжённостью музыкальной драматургии. Музыкальное развитие в них многообразно, отличается остротой конфликтов и контрастов, огромным размахом тематической разработки, связанной с внутренним переосмысливанием музыкальных тем. Благодаря этому у Ш. одна и та же тема иногда воплощает противоположные жизненные явления. Художник-новатор, Ш. развил традиции М. П. Мусоргского (особенно близкого ему композитора), И. С. Баха, Л. Бетховена, Г. Малера и создал свой глубоко самобытный стиль. Индивидуальность Ш. ярко проявилась в интонационном строе его музыки, в применяемых им ладах. Основываясь на ладовых системах, распространённых в русской музыкальной классике, Ш. модифицировал их, создал уникальные лады. Выдающийся мастер полифонии, он по-своему интерпретировал формы фуги, пассакальи, широко пользовался полифоническими приёмами как средством тематического развития, перестроил композицию сонатно-симфонического цикла, по-новому трактуя его составные части. Огромное выразит. значение в произв. Ш. имеет драматургия оркестровых тембров. Принципы симфонического музыкального мышления сказались и в камерном творчестве композитора.

Уже 1-я симфония Ш. (1925), подобно ряду других симфоний композитора, приобрела мировую известность. Последующие его произведения отразили поиски новых путей (2-я симфония ‒ «Октябрю», 1927; 3-я ‒ «Первомайская», 1931; балеты «Золотой век», 1930, и «Болт», 1931). В опере «Нос» (1928) по Н. В. Гоголю и некоторых других произведениях проявилось тяготение к сатире, юмору, гротеску. Опера «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда») по Н. С. Лескову (1932; 2-я ред. 1963) ознаменовала творческая зрелость композитора. В этом произв. трагедийная линия, столь важная для всего творчества композитора, сочетается с социальной сатирой. Принципы зрелого симфонизма Ш. утвердили 4-я (1936) и особенно 5-я (1937) симфония, о которой композитор писал: «... Тема моей симфонии ‒ становление личности. Именно человека со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения» («Вечерняя Москва», 1938, 25 янв., с. 3). К 1930-м гг. относятся 6-я симфония (1939), 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1933), 24 прелюдии для фортепьяно (1933), балет «Светлый ручей» (1935), 1-й струнный квартет (1938), а также фортепьяно квинтет (1940; Государственная премия СССР, 1941), овеянный лирической поэзией, ‒ одно из самых гармоничных произведений Ш. Над 7-й симфонией (т. н. Ленинградской; Государственная премия СССР, 1942) композитор работал в блокадном Ленинграде. Она запечатлела героическую борьбу советского народа с фашизмом, стала музыкальным памятником военных лет и сыграла значительных роль в сплочении международных антифашистских сил. Образы, рожденные Великой Отечественной войной, воплощены и в 8-й симфонии (1943) ‒ произведение огромной трагической силы, а также в фортепьянном трио (1944; Государственная премия СССР, 1946), 3-м квартете (1946), песнях и хорах. К этим образам композитор возвращался и в более поздние годы ‒ в 8-м квартете, посвященном памяти жертв войны и фашизма (1960), и других сочинениях. Раздумьями о судьбах мира наполнена 10-я симфония (1953), отмеченная богатством психологического содержания. Оратория «Песнь о лесах» (слова Е. А. Долматовского, 1949; Государственная премия СССР, 1950) рисует картины социалистического труда. Высокий трагизм и беззаботное веселье, мощный героический эпос и проникновенная лирика ‒ таков диапазон образов, воплощенных Ш. в монументальном фортепьянном цикле ‒ 24 прелюдии и фуги (1951), сочетающих баховскую традицию с русским национальным характером.

Среди произведений послевоенных лет ‒ 9-я симфония (1945), 1-й концерт для скрипки с оркестром (1948), вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» (1948, слова народные). В эти годы сказалось тяготение Ш. к историко-революционной тематике. Его 10 поэм для хора без сопровождения на слова революционных поэтов (1951; Государственная премия СССР, 1952) посвящены борьбе русского пролетариата в начале 20 в. Продолжением этой линии явились 11-я симфония «1905 год» (1957; Ленинская премия, 1958) и 12-я симфония «1917 год», посвященная памяти В. И. Ленина (1961), отличающиеся яркостью музыкального языка, насыщенные интонациями революционного песенного фольклора. Историческое прошлое России нашло отражение и в вокально-симфонического поэме «Казнь Степана Разина» (слова Е. А. Евтушенко, 1964; Государственная премия СССР, 1968).

Как и в прошлые годы, творчество Ш. этих лет характеризуется широтой образного диапазона, разнообразием тем, к которым обращается художник. Вновь представлены в нём юмор, сатира ‒ в музыкальной комедии «Москва, Черёмушки» (1958), в вокальном цикле «Сатиры» (слова Саши Чёрного, 1960).

В 60-е и 70-е гг. Ш. создал камерные вокальные циклы на слова А. А. Блока (1967), М. И. Цветаевой (1973). Вокальная сюита на слова Микеланджело Буонарроти (1974) обобщила некоторые основные темы творчества композитора: протест против зла, несправедливости, творческого подвиг художника, его бессмертие. Принципы камерного вокального цикла в сочетании с элементами оперного жанра претворены в вокально-инструментальных симфониях ‒ 13-й на слова Евтушенко (1962), 14-й на слова Гарсиа Лорки, Г. Аполлинера, В. К. Кюхельбекера и Р. Рильке (1969), в которой с огромной глубиной и эмоциональной силой раскрыта тема жизни и смерти. Эта проблематика лежит и в основе 15-й симфонии (1971), последних квартетов и др. Соната для альта и фортепьяно (1975) завершила творческий путь композитора.

Ш. написал музыку ко многим кинофильмам (свыше 35) ‒ «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939), «Человек с ружьем» (1938), «Гамлет» (1964) и др., став одним из зачинателей советской киномузыки. Ряд кинопартитур Ш. переработал в концертные произведения («Златые горы», 1931; «Молодая гвардия», 1948; «Овод», 1955, и др.). Некоторые песни, написанные Ш. для кино, стали массовыми ‒ «Песня о встречном» (из кинофильма «Встречный», 1932) и др. Писал музыку к спектаклям драматических театров. Им сделаны новые оркестровые редакции опер Мусоргского «Борис Годунов» (1940) и «Хованщина» (1959). Ш. принадлежит ряд статей (в т. ч. «Думы о пройденном пути», 1956).

Традиции Ш. ‒ классика музыкального искусства 20 в. ‒ имеют огромное значение для советской музыки и музыки всего мира.

Депутат Верховного Совета СССР 6‒9-го созывов. Был членом Советского комитета защиты мира (с 1949), Славянского комитета СССР (с 1942), Всемирного комитета защиты мира (с 1968). Почётный член шведской Королевской музыкальной академии (1954), итальянской академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств (1965). Почётный доктор наук Оксфордского университета (1958), Северо-Западного университета Эванстона (США, 1973), Французской академии изящных искусств (1975), член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член Английской королевской музыкальной академии (1958), Национальной академии наук США (1959). Почётный профессор Мексиканской консерватории. Президент общества «СССР ‒ Австрия» (1958). Международная премия Мира (1954). Награжден 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Лит.: Мартынов И., Д. Шостакович, М.‒ Л., 1946; Черты стиля Д. Шостаковича. Сб. теоретических статей, М., 1962; Данилевич Л., Наш современник. Творчество Шостаковича, М., 1965; Сабинина М., Симфонизм Шостаковича. Путь к зрелости, М., 1965; её же, Шостакович ‒ симфонист. Драматургия, эстетика, стиль, М., 1976: Дмитрий Шостакович. Сб., М., 1967; Хентова С., Молодые годы Шостаковича, Л.‒ М., 1975; Д. Шостакович. Статьи и материалы, М., 1976.

Л. В. Данилевич.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое шостакович дмитрий дмитриевич
Значение слова шостакович дмитрий дмитриевич
Что означает шостакович дмитрий дмитриевич
Толкование слова шостакович дмитрий дмитриевич
Определение термина шостакович дмитрий дмитриевич
shostakovich dmitriy dmitrievich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины