Большая Советская энциклопедия - спекулятивное
Связанные словари
Спекулятивное
(позднелатинское speculativus, от лат. speculor — наблюдаю, созерцаю)
тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту, при помощи рефлексии (См. Рефлексия), и направлено на осмысление предельных оснований науки и культуры. С. знание представляет собой исторически определенный способ обоснования и построения философии. Идея о С. характере философии служила формой утверждения суверенности философского знания и его несводимости к специально-научному знанию. Представление о философии как С. знании сложилось уже в античности; наиболее последовательная система С. знания была развита Г. Гегелем (См. Гегель), который усматривал в диалектике высшую форму теоретического умозрения истины; завершением многовековой традиции С. философии явилась Феноменология Э. Гуссерля.
В истории философии существовали различные варианты критики С. знания: понимание С. философии как схоластики, оторванной от человеческого опыта и науки (эмпиризм Ф. Бэкона и Дж. Локка, рационализм Т. Гоббса и Б. Спинозы (См. Спиноза)); истолкование С. знания как философствования в сфере чистого разума, не имеющего своего предмета в опыте (И. Кант); отождествление С. философии с теологией (Л. Фейербах). В современной буржуазной философии С. знание радикально отвергается как полностью лишённое смысла (Позитивизм), либо в противовес ему выдвигается идеал экзистенциально-личностного знания (Экзистенциализм, Персонализм).
Критика С. философии в марксизме основывается на материалистической концепции отчуждения (См. Отчуждение), выявляющей подлинные истоки С. мышления: отрыв философского познания от реальных общественных отношений и развития науки, понимание человека как абстрактного субъекта и др. Выделяя рациональный момент в С. философии — её стремление к осознанию особенностей философского мышления, марксизм отвергает С. абстрагирование. Диалектический материализм утверждает важнейшее познавательное значение научной абстракции, отражающей объективную реальность, раскрывает связь философии с общественно-исторической практикой (См. Практика). См. лит. при ст. Философия.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978