Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - спенсер герберт

Спенсер герберт

Спенсер (Spencer) Герберт (27.4.1820, Дерби, ‒ 8.12.1903, Брайтон), английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма Работал инженером на железной дороге (1837‒41), затем сотрудничал в журнале «Экономист» («Economist») (1848‒53), большую часть жизни провёл как кабинетный учёный. Философия С. явилась дальнейшим развитием позитивизма О. Конта, хотя С. и отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на С. оказали также агностицизм Д. Юма и Дж. С. Милля, кантианство, натурфилософские идеи Ф. Шеллинга и шотландская школа

═ Философию С. понимал как максимально обобщённое знание законов явлений; т. о., философия, по С., отличается от частных наук чисто количественно, степенью обобщенности знания. С. исходит из деления мира на Познаваемое и Непознаваемое (в этом смысле его философия может быть понята как упрощённая модификация учения И. Канта Познаваемое ‒ «мир явлений», Непознаваемое ‒ «вещь в себе»). Наука, по мысли С., способна познавать лишь сходства, различия и др. отношения между чувственными восприятиями, но не может проникнуть в сущность явлений. С этой точки зрения «...материя, движение и сила лишь символы неведомого реального» («Основные начала», СПБ, 1897, с. 466). Непознаваемое выступает у С. как «первоначальная причина», в признании наличия которой сходятся наука и религия (см. там же, с. 82‒103).

В теории познания С. развивал концепцию т. н. трансформированного реализма, утверждая, что ощущения не похожи на предметы; однако каждому изменению предмета соответствует определённое изменение структуры ощущений и восприятий («иероглифизм»). С. пытался соединить эмпиризм с априоризмом (см. Априори), признавая априорное (самоочевидное) физиологически закрепленным опытом бесчисленных поколений предков. Согласно С., то, что априорно для личности, апостериорно для рода.

Специфическая особенность позитивизма С. ‒ его учение о всеобщей эволюции, основанное на механистической интерпретации эмбриологии К. Бэра, геологического учения Ч. Лайеля, физического закона сохранения и превращения энергии и дарвинизма. С. сводил понятие эволюции к непрерывному перераспределению телесных частиц и их движению, соединению (интеграции) и рассеянию (дезинтеграции). Под это механистическое понимание эволюции С. пытался подвести все явления ‒ от неорганических до нравственных и социальных, утверждая, что общее направление эволюции ‒ к равновесию. Отказываясь искать причины эволюции С. понимал эволюционизм как простое описание наблюдаемых фактов. Отсюда возникает внутреннее противоречие концепции С.: учение об эволюции не относится им к сфере сущности, в области же явлений оно не вправе претендовать на объяснение закономерной связи между последовательными состояниями тел. Теория эволюции С. не могла объяснить качественные изменения в развитии; это отчётливо выразилось также в понимании С. биологической эволюции ‒ как приспособления внутренних отношений к внешним с целью сохранения существования (см. «Основания биологии», т. 1‒3, СПБ, 1899).

С. является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и выделение в его рамках различных административных органов С. понимал по аналогии с разделением функций между органами живого тела. Основным законом социального развития С. считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил преимущественно наибольшую приспособленность «дифференцированного» (т. е. разделённого на классы) общества. С. ‒ противник социализма, считавший революцию «болезнью» общественного организма.

В этике С. стоял на позициях утилитаризма и гедонизма; нравственность, по С., связана с пользой, которая и есть источник наслаждения. Эстетические воззрения С. сочетают различные мотивы: принцип бесцельной целесообразности Канта, понимание искусства как игры, идущее от Ф. Шиллера, и утилитаризм, согласно которому прекрасно то, что было в прошлом полезно. Психология С. явилась одним из источников психофизического параллелизма (см. Психофизическая проблема) и генетической психологии. Педагогические идеи С. были связаны с пропагандой утилитарного, естественнонаучного образования. С. внёс значительный вклад в изучение первобытной культуры, был одним из представителей эволюционной школы в этнографии, разработал теорию происхождения и развития религиозных верований.

Философия С. была квинтэссенцией буржуазно-либеральных иллюзий викторианской (доимпериалистической) эпохи в истории Англии и резюмировала принципы и достижения естествознания середины 19 в. Она пользовалась большой популярностью, оказала значительное влияние на эмпириокритицизм и неопозитивизм

═ Соч.: Works, v. 1‒18, L. ‒ N. Y., 1910; в рус. пер. ‒ Собр. соч., т. 1‒7, СПБ, 1866‒69; Соч., т. 1‒7, СПБ, 1898‒1900: Автобиография, ч. 1‒2, СПБ, 1914.

Лит.: Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960, гл. 4; Богомолов А. С., Идея развития в буржуазной философии 19 и 20 вв., [М.], 1962, гл. 2; Кон И. С., Позитивизм в социологии, [Л.], 1964, гл. 2; Hudson W., An introduction to the philosophy of H. Spencer, N. Y., 1894; Royce J., H. Spencer, N. Y., 1904; Haberlin P., H. Spencer's Grundlagen der Philosophic, Lpz., 1908; Duncan D., The life and letters of H. Spencer, N. Y., 1908; Schwarze K., H. Spencer, Lpz., 1909; Taylor A. E., Herbert Spencer, N. Y., 1928: Runmey J., H. Spencer's sociology, L., 1934; Peel J., H. Spencer. The evolution of a sociologist, N. Y., 1971.

═ И. С. Нарский.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое спенсер герберт
Значение слова спенсер герберт
Что означает спенсер герберт
Толкование слова спенсер герберт
Определение термина спенсер герберт
spenser gerbert это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины