Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - стриндберг юхан август

Стриндберг юхан август

Стриндберг (Strindberg) Юхан Август (22.1.1849, Стокгольм, ‒ 14.5.1912, там же), шведский писатель. Сын негоцианта (по происхождению аристократа) и служанки. В 1867‒72 (с перерывами) учился в Уисальском университете. В кандидатской диссертации «Хаконярл, или Идеализм и реализм» (1871), цикле «Перспективы» (1872) и др. под влиянием Г. Брандеса С. выдвинул идею о необходимости для искусства следовать «правде действительности». Духом героических саг и шекспировских хроник проникнута историческая драма о Реформации в Швеции «Местер Улуф» (1-я редакция 1872, сценическая редакция 1874, стихотворная редакция 1877). В романе «Красная комната» (1879), содержащем универсальную критику буржуазного общества и ставшем классическим произведением швед. критического реализма, отразились социалистические симпатии автора. Повесть-памфлет «Новое царство»(1882) ‒ острая сатира на буржуазную цивилизацию.

В 1883‒98 С., преследуемый реакционными кругами Швеции, скитался по Европе. В «Рассказах о браке» (1884‒86) он обличал основы буржуазного брака. В сборнике новелл «Утопии в действительности» (1885) отразились идеи Ж. Ж. Руссо, А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье и особенно романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». В творчестве С. конца 80-х гг. заметно сильное влияние искусства натурализма и импрессионизма, хотя он полностью не принял их эстетику. В статье «Натуралистическая драма», предпосланной пьесе «Фрекен Юлия» (1888), С., выступив за театральную реформу, обосновал принципы философской драмы. Лучшие «натуралистические» пьесы С. «Отец» (1887), «Фрекен Юлия», «Товарищи» (1888) и «Кредиторы» (1889) написаны в жанре социально-психологической драмы.

Отдав дань модернистским увлечениям, С. в то же время выступил с критикой буржуазной действительности, продолжал борьбу за реализм.

В романе «Жители острова Хемсё» (1887) С. показал разрушение патриархального быта под напором буржуазной цивилизации. В автобиографическом романе «Сын служанки» (1886‒87) он воссоздал картину современной общественной и литературной жизни. В 1888 С. обратился к учению Ф. Нищие (роман «Исповедь безумца», 1888), однако, героизируя учёных-индивидуалистов (повесть «Чандала», 1889; роман «На шхерах», 1890), С. в конечном счёте развенчивал «сверхчеловеческое» как аморальное и преступное. Автобиографическим книгам «Ад» (1897) и «Легенды» (1898) присущи элементы мистицизма.

В конце 19 ‒ начале 20 вв. им были созданы «лирические», или «камерные», драмы ‒ трилогия «Путь в Дамаск» (1898‒1904), «Пляска смерти» (1901), «Игра грёз» (1902), «Соната призраков» (1907). Мечта С. об экспериментальной сцене была реализована в 1907 открытием в Стокгольме Интимного театра (до 1910), где ставились его пьесы. Построенные на современном материале, они отразили остроту социальных отношений. Важное место в творчестве С. занимают исторические драмы, в которых он утверждал идеи народоправия: «Густав Васа» (1899), «Эрик XIV» (1899), «Энгельбрект» (1901), «Карл XII» (1901), «Кристина» (1903). Проза 1900-х гг. пронизана страстным обличением социальных пороков, поисками общественных идеалов: романы «Одинокий» (1903), «Готические комнаты» (1904), «Чёрные знамена» (1905). Его публицистика («Открытые письма Интимному театру», 1909, 3-томная «Синяя книга», 1907‒08, «Речи к шведской нации», 1910, и др.) характеризуется вниманием к современным событиям, к вопросам освободительного и рабочего движения.

В начале 20 в. С. наряду с Г. Ибсеном был «властителем дум» европейской интеллигенции, в том числе русских писателей. Влияние творчества С., прошедшего в своём развитии основные этапы европейского искусства рубежа 19 и 20 вв. и ставшего, т. о., как бы символом современной литературы, сказалось в драматургии М. Метерлинка, Л. Пиранделло, эстетике и творчестве И. Бергмана, П. Лагерквиста, Ю. О'Нила, Ж. Ануя, Ж. П. Сартра. К сюжетам С. обращались Б. Брехт, Ф. Дюрренматт.

Соч.: Samlade skrifter, bd 1‒55, Stockh., 1912‒20; Brev, bd 1‒12, Stockh., 1948‒70; в рус. пер. ‒ Полн. собр. соч., т. 1‒12, М., 1908‒11; {Статьи], в кн.: Хрестоматия по истории зап. театра на рубеже XIX‒XX вв., М. ‒ Л., 1939.

Лит.: Брандес Г., Август Стриндберг, Собр. соч., т. 2, СПБ, [б. г.]; Луначарский А. В., Великомученик индивидуализма (А. Стриндберг), в его кн.: Мещанство и индивидуализм, М. ‒ П., 1923; Блок А., [Статьи о Стриндберге], Собр. соч., т. 9, М. ‒ Л., 1936; Горький М., Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 49, 468; т. 28, М., 1954 с. 77‒79; т. 29, М., 1955, с. 245; Манн Т., Август Стриндберг, Собр. соч., т. 10, М., 1961; История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970; Шарыпкин Д. М., Русская литература в скандинавских странах, Л., 1975; Berendsohn W., Strindbergs-problem, Stockh., 1946; Brandell G., Strindbergs infernokris, Stockh., 1950; Hagsten A., Den unge Strindberg, v. 1‒2, Lund, 1951: Ollen G., Strindberg's dramatik, Stockh., 1961; Lamm M., August Strindberg, Stockh.. 1963; Karnell K. A., Strindbergsiexikon, Stockh., [1969].

В. П. Неустроев.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое стриндберг юхан август
Значение слова стриндберг юхан август
Что означает стриндберг юхан август
Толкование слова стриндберг юхан август
Определение термина стриндберг юхан август
strindberg yuhan avgust это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины