Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - суриков василий иванович

Суриков василий иванович

Суриков Василий Иванович [12(24).1. 1848, Красноярск, — 6(19).3.1916, Москва], русский исторический живописец. Родился в казачьей семье. Учился в петербургской АХ (1869—75) у П. П. Чистякова. Действительный член петербургской АХ (1893). Уже в годы учения, обращаясь к исторической живописи, С. стремился преодолеть условность академического искусства, вводя в свои композиции бытовые детали, добиваясь конкретной историчности в изображении архитектуры, убедительности свободной группировки фигур («Княжий суд», 1874, «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы», 1875, обе — в Третьяковской галерее). С 1877 жил в Москве, систематически совершал поездки в Сибирь, был на Дону (1893), на Волге (1901—03), в Крыму (1913). Посетил Германию, Францию, Австрию (1883—84), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1881; см. Передвижники), Союза русских художников С. страстно любил русскую старину: обращаясь к сложным переломным эпохам в истории России, он стремился в прошлом народа найти ответ на волнующие вопросы современности. В 1880-е гг. С. создал свои наиболее значительные произведения — монументальные исторические картины: «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Берёзове» (1883; см. илл.), «Боярыня Морозова» (1887; все — в Третьяковской галерее). С глубиной и объективностью проницательного историка С. раскрыл в них трагические противоречия истории, логику её движения, испытания, закалившие характер народа, борьбу исторических сил в петровское время, в эпоху раскола, в годы народных движений. Главным действующим лицом в его картинах выступает борющаяся, страдающая, торжествующая народная масса, бесконечно разнообразная, богатая яркими типами, объединёнными в картинах в подлинно симфоническое созвучие. С. показывает бурлящие в народе бунтарские силы; его влекут к себе могучие характеры (такие, как исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине «Утро стрелецкой казни», или проникнутая страстью и фанатичной убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноимённой картине), раскрывающиеся в бурных событиях русской истории. С большим мастерством С. передавал облик площадей и улиц старой Москвы и заполняющие их толпы народа, с глубокой любовью к идеалу прекрасного, созданному народным творчеством, изображал одежды и утварь, вышивки, роспись, резьбу. В своих монументальных по форме картинах С. создал новаторский тип композиции, при которой общее движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события; он добился удивительной гармонии полнозвучных чистых красок в пленэрной живописи. В его произведениях общий колорит, ритм цветовых пятен, фактура и направление движения мазка усиливают психологическую характеристику человека, а цвет порой приобретает почти символическое звучание. После смерти в 1888 жены С. впал в острую депрессию, оставил живопись. Преодолев после поездки в Сибирь (1889—90) тяжёлое душевное состояние, С. создал полотно «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей, Ленинград), запечатлевшее образ народа, полного удали, здоровья и веселья, В исторических картинах 1890-х гг. С. обращается к иной проблематике, избирая в прошлом русского народа события, в которых он действует как единая, лишённая внутреннего трагического раскола сила, совершающая героические подвиги во славу Родины. В картине «Покорение Сибири Ермаком» (1895, Русский музей; см. илл.) мысль С. «две стихии встречаются» раскрыта в смелой удали казацкого войска, в своеобразной красоте человеческих типов, одежд, украшений сибирских племён. В картине «Переход Суворова через Альпы» (1899, Русский музей) воспето мужество русских воинов. Утверждение духовного здоровья, жизнерадостности, избытка внутренних сил русского народа, характерное для исторической живописи С. 1890-х гг., проявилось и в исполненных им в эти годы портретах («Сибирская красавица». Портрет Е. А. Рачковской, 1891, Третьяковская галерея). В годы реакции С., верный демократическим традициям, работал (1909—10) над картиной «Степан Разин» (начата в 1903; Русский музей). С. также много работал в технике акварели (преимущественно пейзажи). Патриотическое, правдивое творчество С., впервые с такой силой показавшее народ как движущую силу истории, стало новым этапом в мировой истории живописи. Имя С. присвоено Московскому художественному институту, в Красноярске открыт Дом-музей С. и сооружен ему памятник (бронза, гранит, 1954, скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани).

Лит.: В. И. Суриков. [Альбом. Вступ. ст. Н. Г. Машковцева], М., 1960; В. И. Суриков. [Альбом. Вступ. ст. Д. Сарабьянова], М., 1963; Кеменов В.С., Историческая живопись Сурикова. 1870—1880-е гг., М., 1963.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое суриков василий иванович
Значение слова суриков василий иванович
Что означает суриков василий иванович
Толкование слова суриков василий иванович
Определение термина суриков василий иванович
surikov vasiliy ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины