Большая Советская энциклопедия - танеев
Связанные словари
Танеев
I
Тане́ев
Владимир Иванович [24.8(5.9).1840, Владимир, — 21.10.1921, имение Демьяново, около г. Клина, ныне Московской области, русский общественный деятель, юрист, философ-материалист. Брат композитора С. И. Танеева. Окончил Училище правоведения в Петербурге (1861). С 1866 выступал защитником в ряде политических процессов. Философские взгляды Т. формировались под воздействием идей Н. Г. Чернышевского и А. И. Герцена, утопических социалистов и естественнонаучного материализма. Т. считал, что рабочему классу принадлежит революционное будущее. В 70-е гг. он приветствовал возникновение 1-го Интернационала, выступал в защиту Парижской Коммуны 1871. К. Маркс назвал его «... преданным другом освобождения народа...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 34, с. 185). Т. с энтузиазмом встретил Революцию 1905—07 и Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Весной 1919 ему была выдана охранная грамота, подписанная В. И. Лениным (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 50, с. 383).
Соч.: Детство. Юность. Мысли о будущем, М., 1959.
Лит.: Козьмин Б. П., Социально-политические и философские взгляды Танеева В. И. (Из истории утопического социализма в России), в сборнике: Из истории социально-политических идей, М., 1955; Шкуринов П. С., Критика позитивизма В. И. Танеева, М., 1965.
Б. С. Итенберг.
II
Тане́ев
Сергей Иванович [13(25).11.1856, Владимир, — 6(19).6.1915, Дюдьково, ныне Звенигородского района Московской области, похоронен в Москве], русский композитор, пианист, педагог, учёный, музыкально-общественный деятель. С раннего возраста занимался музыкой. В 1866 поступил в Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 (с золотой медалью). Наибольшее влияние на Т. оказали занятия в классах Н. Г. Рубинштейна (фортепьяно) и П. И. Чайковского (инструментовка, сочинение). Занимался концертной деятельностью (первый исполнитель большинства фортепьянных произведений Чайковского, выступал со скрипачом Л. С. Ауэром, участвовал в исполнении собственных камерных сочинений в России, Германии, Чехии). С 1878 преподаватель Московской консерватории (фортепьяно, специальные музыкально-теоретические предметы), с 1881 профессор, в 1885—89 директор. Среди его учеников — С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, а также деятели советской музыкальной культуры — З. П. Палиашвили, Р. М. Глиэр, С. Н. Василенко, А. Н. Александров, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, С. И. Танеев. Г. Э. Конюс, Б. Л. Яворский. Как директор сыграл значительную роль в углублении профессионального музыкального образования. Человек передовых убеждений, Т. в 1905 году встал на защиту прав бастовавших учащихся. В результате конфликта с реакционной дирекцией вышел из состава профессоров, но остался в центре музыкальной жизни Москвы. Был одним из основателей и активных деятелей Народной консерватории (с 1906), музыкального научного общества (с 1908 — «Музыкально-теоретическая библиотека»), многих концертных организаций и коллективов. Сотрудничал в Московской музыкально-этнографической комиссии (ещё в 80-х гг. осуществил многочисленные записи песен народов Кавказа, украинских песен, а также исследование северокавказского фольклора). Выдающееся значение имеют музыкально-теоретические труды Т., посвященные проблемам полифонии.
Композиторское наследие Т. разнообразно в жанровом отношении. В своих сочинениях тяготел к нравственно-философской проблематике. Таковы его единственная опера «Орестея» (1895, Мариинский театр, Петербург), трактующая античные сюжеты трагедий Эсхила («Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды») как закономерную победу сил разума и света; кантаты «Иоанн Дамаскин» (слова А. К. Толстого, 1884; посвящена памяти Н. Г. Рубинштейна) — одно из проникновенных и лирических созданий Т., и «По прочтении псалма» (слова А. С. Хомякова, 1915). Из четырёх симфоний выделяется 4-я (1898). Хоры (по использованию средств полифонии) явились новым словом в русской музыке. Многие хоры и романсы написаны на слова Я. П. Полонского, К. Д. Бальмонта. Наиболее важное место в творчестве Т. занимают камерные ансамбли — струнные квартеты (в том числе 5-й, 1903; 6-й, 1905), трио (в том числе фортепьянное трио, 1903), квинтеты (в том числе фортепьянный квинтет, 1911).
В творчестве Т. органически сочетаются традиции классики — западноевропейской и русской (прежде всего воздействие Чайковского), и новые явления, характерные для музыки 20 в. (например, роль полифонии как метода развития). Музыка Т., не отличающаяся открытой эмоциональностью, характеризуется глубиной мысли, серьёзностью чувства, высоким мастерством. Она неотрывна от этических проблем и этим представляет одну из коренных традиций отечественной культуры. Творческие принципы Т. плодотворно развиваются советскими композиторами.
Соч.: Подвижной контрапункт строгого письма, М., 1959. Учение о каноне, М., 1929.
Лит.: Памяти С. И. Танеева, 1856—1946. Сб. ст. и материалов, под ред. В. Протопопова, М.— Л., 1947; Бернандт Г. Б., С. И. Танеев, М.— Л., 1951; П. И. Чайковский. С. И. Танеев. Письма, М., 1951; С. И. Танеев. Материалы и документы, т. 1 — Переписка и воспоминания, М., 1952; С. Танеев. Из научно-педагогического наследия, М., 1967; Корабельникова Л., С. И. Танеев в Московской консерватории, М., 1974.
Л. З. Корабельникова.
С. И. Танеев.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978