Большая Советская энциклопедия - татлин
Связанные словари
Татлин
Владимир Евграфович [16(28).12.1885, Москва, — 31.5.1953, там же], советский живописец, график, художник-конструктор, театральный художник. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1902—03 и 1909—10) у В. А. Серова и К. А. Коровина и в Пензенском художественном училище (1904—09). Преподавал в московском Вхутемасе (1918— 1921) и Вхутеине (1927—30), в петроградской АХ (1921—25), в Киевском художественном институте (1925—27). Отрицая образно-познавательную сущность искусства, первоначально был близок к Кубизму и Футуризму («Натурщица», 1913, Третьяковская галерея, Москва), в советское время — к Конструктивизму. Обратившись к экспериментам с материалами (стекло, металл, дерево), Т. в 1920-е гг. перешёл от формальных поисков, заводящих в тупик абстрактного искусства (См. Абстрактное искусство), к проектированию бытовых вещей для массового производства (участник движения производственного искусства (См. Производственное искусство)), став одним из основоположников художественного конструирования (См. Художественное конструирование) в СССР [«Летатлин» (орнитоптер; 1930—31, Музей истории авиации, Москвы), проекты мебели, керамики, одежды]. Создал экспериментальный проект памятника-башни 3-го Интернационала (модель —железо, стекло, дерево, 1919—20, не сохранилась). Оформил свыше 80 театр. постановок [в том числе «Комик XVII столетия» А. Н. Островского (1935, МХАТ 2 и), «Глубокая разведка» А. А. Крона (1943, МХАТ)].
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978