Поиск в словарях
Искать во всех

Большая Советская энциклопедия - вахтангов

Вахтангов

Евгений Багратионович [1(13).2.1883, Владикавказ, ныне г. Орджоникидзе, — 29.5.1922, Москва], советский режиссёр, актёр. Основатель и руководитель (с 1913) театральной так называемой Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 — Театром им. Евгения Вахтангова. В. родился в семье владельца табачной фабрики. В 1903 поступил в Московский университет на естественный факультет (затем перешёл на юридический). С 1901 участвовал в любительских драматических кружках в качестве актёра и постановщика. Испытывал сильное влияние МХТ. В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре во владикавказской газете «Терек». В 1909 поступил в Москве в театральную школу А. И. Адашева (его учителями были Л. А. Сулержицкий, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, В. И. Качалов), по окончании которой в 1911 был принят в число сотрудников МХТ. Участвовал в спектаклях: «Живой труп» Л. Н. Толстого (Цыган), «Синяя птица» Метерлинка (Сахар), «Гамлет» Шекспира (Второй актёр), «Мысль» Андреева (Крафт) и др. В. стал активным проводником идей и системы К. С. Станиславского, принял участие в работе 1-й Студии МХТ. Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились как в сыгранных В. ролях (Текльтон в «Сверчке на печи» по Диккенсу, 1914; Шут в «Двенадцатой ночи» Шекспира, 1919), так и в спектаклях, поставленных им в 1-й Студии МХТ: «Праздник мира» Гауптмана (1913), «Потоп» Бергера (1919, играл роль Фрезера).

С первых лет Советской власти В. искренно и горячо откликнулся на требования революционной эпохи. Осознавая новую высокую ответственность художника, В. утверждал, что театрам «... надо резко изменить что-то в своей жизни», что художник должен творить вместе с народом: «ни для него, ни ради него, ни вне его, а вместе с ним» (Записки. Письма. Статьи, 1939, с. 199 и 201). В 1919 В. возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса. С необычайной активностью развернулась после революции многообразная режиссёрская деятельность В. Намеченная ещё в «Потопе» тема античеловечности буржуазно-мещанского общества получила развитие в сатирических образах «Свадьбы» Чехова (1920) и «Чуда святого Антония» Метерлинка (2-я сценическая редакция, 1921), поставленных в его Студии. Мотив гротескного изобличения мира власть имущих, противопоставленного жизнеутверждающему народному началу, своеобразно преломлялся в трагедийных постановках — «Эрик XIV» Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921), «Гадибук» Анского (еврейская студия «Габима», 1922). Стремление В. к поискам «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально» (там же, с. 258), нашло блестящее воплощение в его последней постановке — пронизанный духом светлого жизнеутверждения спектакль «Принцесса Турандот» Гоцци (3-я Студия МХТ, 1922) был воспринят К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко и др. театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре. Основополагающими для режиссёрского творчества В. были: идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму. Эти принципы нашли своё продолжение и развитие в искусстве учеников и последователей В. — режиссёров Р. Н. Симонова, Б. Е. Захавы, актёров Б. В. Щукина, И. М. Толчанова и др.

Соч.: Записки. Письма. Статьи, М. — Л., 1939.

Лит.: 3ахава Б. Е., Вахтангов и его студия, 2 изд., Л., 1927 (библ.); Зограф Н., Вахтангов, М.—Л., 1939; Херсонский Х., Вахтангов, М., 1963; Беседы о Вахтангове. Записаны Х. П. Херсонским, М. — Л., 1940; Горчаков Н. М., Режиссерские уроки Вахтангова, М., 1957; Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, М.,1959 (библ.); Симонов Р., С Вахтанговым, М., 1959.

Б. И. Ростоцкий.

Е. Б. Вахтангов.

Сцена из спектакля «Принцесса Турандот» К. Гоцци в постановке Е. Б. Вахтангова. 1922.

Е. Б. Вахтангов в роли Фрезера («Потоп» Ю. Х. Бергера).

Е. Б. Вахтангов в роли Текльтона («Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия

1969—1978

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое вахтангов
Значение слова вахтангов
Что означает вахтангов
Толкование слова вахтангов
Определение термина вахтангов
vahtangov это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины