Большая Советская энциклопедия - леонидов
Связанные словари
Леонидов
I
Леони́дов
Иван Ильич [9(22).1.1902, хутор Власиха села Бабино, ныне Калининской области, — 6.11.1959, Москва], советский архитектор. Окончил московский Вхутеин (1927), где учился у А. А. Веснина (См. Веснины). Преподавал там же (1928—30). Один из руководителей ОСА. Л. внёс большой вклад в архитектуру Конструктивизма поисками форм, связанных с социальным переосмыслением задач архитектуры. В проектах Л. 1927—34 проявились новое понимание принципов застройки современного города (максимальное использование природных условий, строгое отделение производственной зоны от жилой, свободная планировка, застройка городов малоэтажными домами облегчённой конструкции и многоэтажными башенными домами), стремление выявить художественные возможности предельно лаконичной формы здания (простые геометрические объёмы) и использовать новейшие конструкции (Институт библиотековедения им. В. И. Ленина, 1927, дом Центросоюза, 1928, Дом промышленности, 1929—30, — все в Москве; памятник X. Колумбу в Санто-Доминго, 1929; проект расселения при Магнитогорском комбинате, 1930). Разработал ряд проектов культурно-просветительных учреждений (клуб нового типа, 1928; Дворец культуры, 1930). Среди осуществленных работ Л. — комплекс парковых террас с лестницей (1937—38) в санатории им. Г. К. Орджоникидзе в Кисловодске.
Лит.: Александров П. А., Хан-Магомедов С. О., Иван Леонидов, М., 1971.
С. О. Хан-Магомедов.
И. И. Леонидов. Проект расселения при Магнитогорском комбинате. 1930.
II
Леони́дов (настоящая фамилия — Вольфензон)
Леонид Миронович [22.5(3.6).1873, Одесса, — 6.8.1941, Москва], русский советский актёр, режиссёр и педагог, народный артист СССР (1936), доктор искусствоведения (1939). Учился в Московском императорском театральном училище (1895—96). Работал в театре Соловцова, в московском театре бывшего Корша. В 1903 приглашен в МХТ (дебютировал в роли Васьки Пепла — «На дне» Горького). Многие из созданных им на сцене МХАТа образов принадлежат к высшим достижениям русской актёрской школы, являются ярким примером творческого претворения системы Станиславского, пропагандистом которой Л. был. В комедийных ролях (Боркин — «Иванов» Чехова, Скалозуб — «Горе от ума» Грибоедова и др.), которые он исполнял, смешное часто оборачивалось уродливым и страшным, а резкость характеристик достигала предельной остроты. Наибольшее выражение эта линия получила в образе Плюшкина («Мёртвые души» по Гоголю). Играя драматические роли, философски углубляя их, Л. часто поднимался до трагедийных высот. Крупнейшими работами этого плана были: Пер Гюнт («Пер Гюнт» Ибсена), Пугачев («Пугачёвщина» Тренёва), Егор Булычев («Егор Булычов и другие» Горького), профессор Бородин («Страх» Афиногенова). Вершиной творчества Л. стала роль Дмитрия Карамазова («Братья Карамазовы» по Достоевскому, 1910). В 1930 Л. сыграл роль Отелло («Отелло» Шекспира).
В послереволюционные годы искусство Л. обрело особую глубину и определённость в анализе социальных явлений. Тема бескомпромиссной критики старого мира занимала важное место и в его режиссёрской практике: «Земля» Вирты (1937), «Достигаев и другие» Горького (1938). Снимался в кино: Иван Грозный («Крылья холопа», 1926), Гобсек («Гобсек», 1937) и др. С 1935 вёл педагогическую работу в ГИТИСе (декан, в 1939—41 художественный руководитель). Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
Соч.: Воспоминания, статьи, беседы, записные книжки, [под ред. В. Я. Виленкина], М., 1960.
Лит.: Марков П. А., Театральные портреты, М. — Л., 1939.
Л. М. Леонидов в роли Плюшкина («Мёртвые души» по Н. В. Гоголю).
Л. М. Леонидов в роли Дмитрия Карамазова («Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому).
Л. М. Леонидов.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978