Большая Советская энциклопедия - бородин
Связанные словари
Бородин
I
Бороди́н
Александр Парфеньевич [28.9(10.10).1848, Петербург, — 26.3(7.4).1898], русский инженер и учёный в области ж.-д. транспорта, один из основоположников паровозостроения в России. После окончания в Петербурге Технологического института (1870) и Института путей сообщения (1872) работал на руководящих инженерных должностях Ряжско-Вяземской (до 1877), Киево-Брестской (1877—78), Юго-Западной (1878—96) и Московско-Виндаво-Рыбинской (1896—98) ж. д.
В 90-х гг. 19 в., когда в России осуществлялось усиленное ж.-д. строительство, научные работы Б. оказали существенное влияние на развитие техники ж.-д. транспорта. В 1880—82 на базе Киевских мастерских Юго-Западной ж. д. Б. создал первую в мире стационарную лабораторию по испытанию паровозов. Аналогичная лаборатория была построена в США лишь 9 лет спустя. Б. проведены крупные теоретические и экспериментальные работы в области создания локомотивных паровых машин с двойным расширением пара. По инициативе Б. был построен первый быстроходный 4-цилиндровый паровоз системы тандем-компаунд; в 1896 Б. выдвинул идею применения конденсации пара на паровозах. Им был внесён ряд предложений по унификации локомотивного и вагонного парка, а также автотормозов; предложены рациональные схемы размещения пунктов водоснабжения на ж. д. Б. был бессменным председателем съездов инженеров службы тяги ж. д. России. Активно участвовал в работах Русского технического общества. Б. — один из основателей журнала «Инженер» (1882), издававшегося в Киеве, а с 1889 — его главный редактор. Русское техническое общество в 1897 учредило золотую медаль им. Бородина за лучшие изобретения и исследования в области ж.-д. транспорта.
Лит.: Житков С. М., Биографии инженеров путей сообщения, в. 3, СПБ, 1902: Романов В., Ткаченко Ф., Бородин Александр Парфеньевич, М., 1949.
Ал. Парфеньевич Бородин.
II
Бороди́н
Александр Порфирьевич [31.10(12.11).1833, Петербург, — 15(27).2.1887, там же], русский композитор и учёный-химик. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, при рождении записан как сын крепостного слуги князя — Порфирия Бородина. В 1856 окончил Медико-хирургическую академию. С 1858 доктор медицины. В 1860-е гг. в Петербурге занимался научной, педагогической и общественной деятельностью. С 1862 адъюнкт-профессор, с 1864 ординарный профессор, с 1877 академик; с 1874 руководитель химической лаборатории Медико-хирургической академии. Был одним из организаторов и педагогов (1872—87) высшего учебного заведения для женщин — Женских врачебных курсов.
В 50-е гг. 19 в. начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли. В 1862 познакомился с М. А. Балакиревым, вошёл в Балакиревский кружок («Могучую кучку»). Под влиянием Балакирева, В. В. Стасова и других «кучкистов» окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Б. как последователя М. И. Глинки, приверженца русской национальной школы в музыке, определился самостоятельный зрелый стиль композитора.
Творческое наследие Б. сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Б., представителя передовой интеллигенции 1860-х гг., отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.
Наиболее значительное произведение Б. — опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Из-за большой загруженности научной и педагогической работой Б. писал медленно. Опера создавалась в течение 18 лет, не была окончена (после смерти Б. оперу дописали и дооркестровали по материалам автора Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов; пост. 1890, Мариинский театр, Петербург). Опера отличается монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита. «Князь Игорь» развивает традиции эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила». Б. — один из создателей русских классических симфонии и квартета. Его 1-я симфония (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876). К числу лучших созданий камерно-инструментального жанра принадлежат квартеты Б. (1-й — 1879, 2-й — 1881). Композитор — тонкий художник камерно-вокальной музыки. Образец его вокальной лирики — элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова Пушкина. Б. впервые ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х гг. («Спящая княжна», «Песня тёмного леса» и др.). Писал также сатирические, юмористические песни («Спесь» и др.). Для творчества Б. характерно глубокое проникновение в строй русской народной песни, а также музыки народов Востока (в «Князе Игоре», симфониях, симфонической картине «В Средней Азии»).
Творчество Б., яркое, самобытное, оказало воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции Б. продолжили советские композиторы (С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, А. И. Хачатурян и др.). Велико значение этих традиций для развития национальных музыкальных культур народов Закавказья и Средней Азии.
Б. — автор более 40 работ по химии. Ученик Н. Н. Зинина. Докторскую диссертацию написал на тему: «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». Разработал оригинальный способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение — фтористый бензоил (1862); исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.
Соч.: Письма, под ред. С. А. Дианина, в. 1—4, М.—Л., 1927—50.
Лит.: Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи (с предисл. и биографич. очерком В. В. Стасова), СПБ. 1889; Хубов Г., А. П. Бородин, М.,1933; Ильин М., Сегал Е., Александр Порфирьевич Бородин, М., 1953; Дианин С., Бородин, Жизнеописание, материалы и документы, 2 изд., М., 1960 (библ.); Сохор А., Александр Порфирьевич Бородин, М.— Л., 1965 (библ.): Фигуровский А. Н., Соловьев Ю. И., Александр Порфирьевич Бородин, М.— Л., 1950 (библ., список работ по химии).
Ал. Порфирьевич Бородин.
III
Бороди́н
Иван Парфеньевич [18(30).1.1847, близ Новгорода, — 5.3.1930, Ленинград], русский ботаник, академик Петербургской АН (1902). В 1869 окончил Петербургский университет и преподавал (с 1880 профессор) в ряде петербургских вузов. Изучал физиологию (главным образом дыхание) и анатомию растений, в том числе распределение хлорофилла в их зелёных частях. По инициативе Б. в 1896 организована биологическая станция на озере Бологое, а в 1915 — Русское ботаническое общество, бессменным президентом которого он был до конца жизни. В некоторых работах выступал с пропагандой виталистических взглядов на сущность жизненных отправлений, что вызвало резкую критику со стороны К. А. Тимирязева.
Соч.: Курс анатомии растений, 5 изд., М., 1938; Процесс оплодотворения в растительном царстве, СПБ—М., 1888; Курс дендрологии, СПБ, 1891.
Лит.: Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь, сост. С. Ю. Липшиц, т. 1, М., 1947.
IV
Бороди́н (Грузенберг)
Михаил Маркович (9.7.1884 — 29.5.1951), советский государственный и партийный деятель. С начала 1900-х гг. участвовал в революционном движении. Член Коммунистической партии с 1903. С середины 1904 до конца января 1905 в эмиграции в Берне. В 1905—06 работал в социал-демократических организациях Риги; в 1905 избран одним из секретарей комитета рижской организации РСДРП. Делегат Таммерфорсской конференции (1905) и 4-го (Объединительного) съезда РСДРП (1906). В конце 1906 эмигрировал в Англию. С начала 1907 до июля 1918 находился в США, где организовал специальную школу для политических эмигрантов, активно участвовал в работе Социалистической партии Америки, из левого крыла которой впоследствии (1919) образовалась компартия США. В 1919 был 1-м генеральным консулом РСФСР в Мексике. В 1919—23 работал в Коминтерне. С 1923 до июля 1927 по приглашению Сун Ят-сена работал в Китае главным политическим советником ЦИК Гоминьдана. Был личным другом Сун Ят-сена. После возвращения из Китая в СССР — заместитель наркома труда, заместитель директора ТАСС, с 1932 главный редактор газеты «Москоу ньюс» («Moscow News»); одновременно в 1941—49 главный редактор Совинформбюро. Награжден орденом Красного Знамени.
Лит.: Ленин В. И. [Письма], М. М. Бородину, 13 июля 1921 г. и 26 июля 1921 г., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 53; Видные советские коммунисты — участники китайской революции, М., 1970, с. 22—40.
V
Бороди́н
Сергей Петрович (настоящие фамилия и имя; псевдоним до 1941 — Амир Саргиджан) [р.12(25).9.1902, Москва], русский советский писатель. Член КПСС с 1943. Окончил Высший литературно-художественный институт им. В. Я. Брюсова (1926). С 1951 живёт в Ташкенте. Автор романов «Последняя Бухара» (1932), «Египтянин» (1932), сборника новелл «Мастер птиц» (1934), повести «Рождение цветов» (1938), исторического романа «Дмитрий Донской» (1941; Государственная премия СССР, 1942), незаконченной исторической трилогии «Звёзды над Самаркандом» («Хромой Тимур», книга 1, 1953—1954; «Костры похода», книга 2, 1957—1959; отдельные главы книги 3 романа — «Молниеносный Баязет» — печатались в периодике). Книгам Б. свойственна достоверность исторического и национального колорита. Переводит с таджикского, узбекского, хинди и других языков. Награжден 2 орденами, а также медалями.
Соч.: Собр. соч. в 5 томах. [Вступ. ст. Г. П. Владимирова], т. 1—4—, Таш., 1958—60—.
Лит.: Авалиани Ю. и Ройзензон Л., Заметки о языке и стиле исторических романов С. Бородина, «Звезда Востока», 1955, № 11; Старикова Е., Народ — это люди, «Новый мир», 1956, № 7; Владимиров Г., Поэзия правды. Статьи о творчестве С. Бородина, Таш., 1959; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 1, Л., 1959.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978