Большая Советская энциклопедия - золотое руно
Связанные словари
Золотое руно
I
Золото́е руно́
и древнегреческой мифологии золотая шкура барана, на спине которого дети орхоменского царя Афаманта — Фрикс и Гелла отправились к берегам Азии, спасаясь от преследований мачехи. По дороге Гелла упала в море, с тех пор якобы носящее название Геллеспонта — «море Геллы» (современные Дарданеллы). Благополучно достигший берега Фрикс высадился в стране Эе, отождествлявшейся древними греками с Колхидой (современная Западная Грузия). Здесь он принёс барана в жертву Зевсу, а снятое З. р. подарил царю Колхиды Ээту. Позднее З. р., охранявшееся драконом, было похищено и увезено в Грецию аргонавтами (См. Аргонавты) под предводительством Ясона. Миф о З. р. отражает историю ранних связей между Древней Грецией и Кавказом. По преданию, золото на Кавказе добывали, погружая шкуру барана в воды золотоносной реки; руно, на котором оседали частицы золота, приобретало большую ценность.
II
Золото́е руно́ («Золото́е руно́»,)
иллюстрированный журнал по вопросам искусства и литературы. Издавался ежемесячно в Москве в 1906—09 на средства фабриканта Н. П. Рябушинского (редактор-издатель). Вокруг «З. р.» объединились основные представители русского Символизма (вначале В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский, А. Белый, З. Н. Гиппиус, позже — Вячеслав Иванов, А. А. Блок, Г. Чулков и др.). На страницах журнала и на устраивавшихся им выставках современных русских художников проявлялись мистицизм и субъективизм в отношении к искусству, художественное творчество провозглашалось неким религиозным «действом». Выставки «З. р.» знакомили русских зрителей с новейшими направлениями в русском и западно-европейском искусстве конца 19 — начала 20 вв.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
1969—1978