Литературные герои - борис годунов
Борис годунов
герой трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» (перв. редакция 1825, последующие до 1830; первонач. названия «Комедия о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве», «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве»; вариант жанрового обозначения драматическая повесть). Историческим прототипом героя Пушкина является Борис Федорович Годунов (ок. 1552-1605) боярин (с 1580), выдвинувшийся в годы опричнины, назначенный умирающим Иваном Грозным одним из опекунов его сына, Федора Ивановича; фактический правитель страны в царствование последнего; с 1598-го царь и великий князь всея Руси. При создании образа основным источником послужила «История государства Российского» Н.М.Карамзина. От сюда Пушкин почерпнул сведения о том, что погибший в Угличе малолетний царевич Димитрий был убит по наущению Годунова. Эту легенду, достоверность которой во времена Пушкина вызывала серьезные сомнения, поэт положил в основу трагедийной коллизии. Стремясь «воссоздать век минувший во всей его истине», Пушкин тем не менее творит художественный образ, в котором черты исторического лица нанесены на портрет, сложившийся в воображении поэта. Помимо реального прототипа у пушкинского Б.Г. имеется ряд литературных прообразов. Это прежде всего герои Шекспира Генрих IV, Ричард 111, Король Джон, Макбет, Клавдий. В Б.Г. можно проследить следы персонажей классицистической трагедии (в частности, Гофолии Расина). Влияние последней особенно существенно с точки зрения художественной эстетики образа. На Б.Г. не распространяется пушкинская формула стиля этой трагедии: «стиль трагедии смешанный» (письмо к Н.Н.Раевскому, 1829). Весь образ Б.Г. выдержан в едином патетическом стиле, тогда как Самозванец олицетворяет «смешанный стиль», соединяющий высокое и низкое, патетику и буффонаду, стихотворные и прозаические диалоги, что вполне соответствует образу романтического героя, каким является этот персонаж. Б.Г. и Самозванец, будучи сюжетными противниками, одновременно выражают противоборство двух художественных направлений классицизма и романтизма. (Последнее способно многое объяснить в оценках героев трагедии современной Пушкину критикой: почему, например, П.А.Катенин ополчался на Самозванца, а В.Г.Белинский был особенно резок в суждениях о Б.Г.) Образ Б.Г. присутствует во всех (двадцати трех) сценах трагедии, начиная с самых первых реплик, из которых выясняется, что, «затворясь в монастыре с сестрою, он, кажется, покинул все мирское». Об «ужасном злодействе», совершенном Годуновым, ведут диалоги Шуйский и Воротынский, Пимен и Григорий Отрепьев, правление Бориса обсуждают Шуйский и Афанасий Пушкин; о его свержении говорит Марина Мнишек «у фонтана» и так далее до последних сцен, когда толпа штурмует Кремль, чтобы «вязать Борисова щенка», а потом, узнав о новом злодействе («Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом»), «в ужасе молчит».
Незримо присутствуя на всем протяжении действия, Б.Г. непосредственно появляется 'только в шести сценах трагедии. Его роль включает пять больших монологов и почти лишена диалогов. Последние остаются неразвернутыми, как бы обрываются на полуслове. Еще Н.А.Полевой не без иронии заметил, что пушкинский Б.Г. все время уходит. Ремарка «уходит» повторяется с редким постоянством. В первой своей сцене, после коронации, Б.Г, выслушав присягу бояр, уходит поклониться «гробам почиющих властителей России». В пятнадцатой картине просит беседы у Патриарха и сразу уходит. Услышав страшное обвинение Юродивого, опять уходит. В последней своей сцене сообщает Басманову, что «нужно поговорить», и уходит. Почти во всех случаях ремарка «уходит» возникает в момент, когда должен начаться диалог, способный прояснить нечто существенное. Уход буквальный (со сцены, из действия) символизирует психическое состояние Б.Г, его постоянное желание погрузиться в себя, спрятаться от посторонних глаз. Это, однако, не только состояние, но и положение Бориса, который, по его же словам, «отложил пустое попеченье»: став царем, по существу ушел от государственных дел и своих царских обязанностей; тем самым обрек себя на человеческое одиночество и социальную изоляцию.
Б.Г. у Пушкина носитель трагической вины. Его вина не в убийстве царевича Димитрия. Это скорее трагическая ошибка, гамартия, по терминологии Аристотеля. Вина же Б.Г. (вина социальная и онтологическая) в том, что он принял на себя роль, оказавшуюся ему не по силам, взялся за царский гуж и его не выдюжил. Узнав, сколь тяжела шапка Мономаха, столкнувшись с неблагодарностью народа, посчитал самым лучшим отложить попеченье, полагая это занятие совершенно пустым. За ошибку Б.Г. судит себя сам, в полной мере осознавая, насколько «жалок тот, в ком совесть нечиста». Однако вины своей перед народом Б.Г. так и не понял, расценив как безумство, «когда народный плеск иль ярый вопль тревожит сердце наше». За эту вину, за бессердечие власти судит Б.Г. народ и осуждает его на гибель, отказав в поддержке «мнением народным». В конечном счете Б.Г. расплачивается за то, что все время «уходит». Наступает момент, когда начинают уходить от него все приближенные, самые доверенные ему лица, подобно Басманову. Однако этот повсеместный уход царя от бояр и народа, народа от царя, всех от всех тем гибелен, что оставляет государство московское в состоянии анархии, делая его легкой добычей для интервентов.
Образ Б.Г. вызвал разноречивые толкования в современной Пушкину критике. Н.А.Полевой считал, что характеру героя недостает развития показано одно лишь состояние предсмертной агонии обреченного на муки совести царя-преступника. В.Г.Белинский усматривал в пушкинском персонаже «мелкий и ограниченный взгляд на натуру человека». Как «жалкую мелодраму» расценил критик мысль поэта «заставить злодея читать самому себе мораль». Иную оценку образу дал Н.И.Надеж-дин: герой, показанный «под карамзинским углом зрения, никогда еще не являлся в столь верном и ярком очерке». А.А.Дельвиг отмечал в Б.Г. изображение «самых тайных изгибов сердца его».
Лит.: Винокур Г.О. «Борис Годунов». Комментарии
//Пушкин А.С. Поли. собр. соч. 1937. Т. VII; Ду-рылин С. Пушкин на сцене. М., 1951. С. 65-91, 134-162; Гуковский Г.А. Борис Годунов
//Гуковский ГА. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957. С. 5-72; Непомнящий B.C. Наименее понятный жанр
//Непомнящий B.C. Поэзия и судьба. М., 1987; Рассадин С. Два самозванца
//Рассадин С. Драматург Пушкин. М., 1977. С. 3-58.
С.В.Стахорский
2.
Центральный персонаж трагедий «Смерть Иоанна Грозного» (1862-1864), «Царь Федор Иоаннович» (1864-1868), герой трагедии «Царь Борис» (1868-1869) А.К.Толстого. Образ Б.Г. проходит через всю трилогию, являясь основным связующим звеном грандиозного по масштабу исторического полотна. Уже в первой трагедии образ Б.Г. определяет одну из важнейших тем нравственно-философской проблематики триптиха Толстого тему «окольного пути». В «Царе Борисе» она получает дальнейшее развитие и завершение.
Пьеса начинается картиной полного торжества Б.Г, венчающегося на царство. Все славят правление мудрого и справедливого царя. Сам Б.Г. одержим одним лишь желанием править во славу и во благо государства. В монологе, завершающем эту сцену, Б.Г. оправдывает окольный, кровавый путь, приведший его к власти. С прошлым покончено, ибо теперь «держит скиптр для правды и добра лишь царь Борис нет боле Годунова». Б.Г. хочет царствовать, избегая крови и насилия; он мечтает о преобразовании государства. Но «прямой путь» для него, избравшего однажды окольный, невозможен. Причина его гибели не в каких-то политических обстоятельствах, а в нем самом. Зерна злодеяний, посеянные в первой части трилогии, теперь прорастают и приводят героя к полной катастрофе. Объясняя финал «Смерти Иоанна Грозного», Толстой подчеркивал неотвратимость гибели Годунова: «Торжествует один Годунов и клеврет его Битяговский, но зритель предчувствует, что и им также придется пожать плоды посеянного ими семени». Образ Б.Г. становится наиболее последовательным воплощением одного из главных мотивов всей трилогии мотива возмездия за совершенные преступления. От прошлого нельзя уйти. Над всеми начинаниями Б.Г. тяготеют его преступления: виновность в смерти Грозного, в смерти Ивана Петровича Шуйского и в самом страшном преступлении убийстве царевича Димитрия. А.К.Толстой сосредоточивает свое внимание на внутренней душевной трагедии осознания тяжести греха и неотвратимости расплаты. Пушкинский Б.Г. тоже изнемогает под гнетом совершенного преступления, ибо он нарушил нравственный закон. Однако у Пушкина преступность Б.Г. не единственная причина его гибели. О существе трагедии своего героя Толстой высказался с предельной ясностью в одном из писем: «Бой, в котором погибает мой герой, это бой с призраком его преступления, воплощенным в таинственное существо, которое ему грозит издалека и разрушает все здание его жизни. Я думаю, что я достиг этим большого единства, и вся моя драма, которая начинается венчанием Бориса на царство, не что иное, как гигантское падение, оканчивающееся смертью Бориса, происшедшей не от отравы, а от упадка сил виновного, который понимает, что его преступление было ошибкой. В финале трагедии герой Толстого приходит к осознанию того, что «от зла лишь зло родится» и оно ни человеку, ни царству «впрок нейдет».
Исполнителями роли Б.Г. были М.В.Даль-ский (1898, Александрийский театр), Ю.М.Юрьев (1900, там же), А.И.Южин (1902, Малый театр).
И.Б.Ростоцкий
3.
В опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов» (1868-1872), либретто которой основано на пушкинской трагедии, образ Б.Г. соединил черты героев Пушкина и Толстого. Это, однако, не контаминация, а совершенно оригинальный образ, отмеченный своеобразным видением трагедийного характера. Музыкальный образ Б.Г. предстает как бы в обратной перспективе: над мудрым честолюбивым правителем, государственную мысль которого заглушают угрызения совести, берет верх предающийся мучительному самосозерцанию царь-отец. Усилен контраст между внешним величием и душевной подавленностью: даже тронная речь оборачивается исповедальной молитвой. Композитор отчасти оправдывал и идеализировал своего героя. Поэтому во второй редакции он расширил эпизоды душевных борений Б.Г., так что основным содержанием оперы стал не столько конфликт между народом и государем, сколько трагические противоречия личности.
Прародителем исполнительской традиции образа Б.Г. стал Ф.И.Шаляпин, впервые исполнивший эту партию в 1898 г. После Шаляпина Б.Г. Мусоргского обрел множество ярчайших исполнителей в лице А.С.Пирогова и М.О.Рейзена, И.И.Петрова и А.П.Огнивцева, Б.Христова и Н.Гяурова.
И.И.Силантьева
Литературные герои. — Академик
2009