Поиск в словарях
Искать во всех

Литературные герои - фабрицио дель донго

Фабрицио дель донго

ФАБРИЦИО дель ДОНГО (фр. Fabrice del Dongo) герой романа Стендаля «Пармская обитель» (1839). Исторический прототип -Алессандро Фарнезе (1468-1549), кардинал, с 1S34 г. римский папа Павел III. Сын маркиза дель Донго Фабрицио провел детство в родовом замке Грианта. Проникшись восторженным чувством к Наполеону, Ф.Д. бежит из родительского дома и присоединяется к войскам императора, оказываясь наивным и неискушенным свидетелем битвы при Ватерлоо. Особую роль в жизни Ф.Д. играет его тетка, графиня Пьетранера, вскоре ставшая герцогиней Сансе-верина. Вместе с влюбленным в нее графом Моска, премьер-министром пармского принца Ранунцио IV, она помогает Ф.Д. избежать опасных последствий его поступка и избирает для племянника жизненное поприще, направив его в Неаполь изучать богословие. Прибыв через четыре года в Парму ко двору принца, Ф.Д. преображается: его манеры отличаются благородной сдержанностью, он необыкновенно красив и вскоре пробуждает к себе пылкую любовь герцогини. Принц и придворные, однако, встречают его с крайней неприязнью. Чувствуя себя неспособным ответить на серьезную любовь герцогини, Ф.Д. ухаживает за молодой актрисой Мариеттой и, защищаясь от нападения ее мужа Джилетти, убивает его. В результате придворных интриг дело принимает дурной оборот: Ф.Д. приговаривают к двенадцатилетнему заключению в крепости, в башне Фарнезе. Из окон своей камеры Ф.Д. видит Клелию Конти, дочь коменданта крепости, с помощью знаков общается с ней и вскоре влюбляется в нее со всей страстью, забывая о тяжести заключения в темнице. Герцогиня Сансеверина устраивает племяннику побег; ему помогает Клелия, но, поверив что Ф.Д. отравил отца, она принимает обет никогда больше не видеть его. Тогда он добровольно возвращается в крепость в ожидании суда. Оправданный, получивший высокую церковную должность коадъютора, а затем архиепископа пармского, Ф.Д. находит утешение только в любви Клелии, нарушившей свой обет. После ее смерти и смерти сына Ф.Д. удаляется в пармский монастырь и ненадолго переживает возлюбленную, отказываясь от мирских почестей и славы, Изображение сильной, страстной, цельной личности важнейшая тема в творчестве Стендаля, отвечающая его художественным принципам: «описывать страсти и различные чувства, волнующие души героев». В отличие от традиционного романтического героя, идеализированного, противопоставляющего себя миру, одержимого «вселенской скорбью», Ф.Д. характер сложный, противоречивый, способный к постоянному обновлению и саморазвитию. В каждый период своей жизни Ф.Д. предстает как бы новым человеком, которым движет стремление к счастью, к действию, к самоутверждению, бунту. Если первоначально юный Ф.Д. простодушен, верит в приметы и предсказания, заражен бонапартизмом, характерным для молодого поколения эпохи наполеоновских войн, то происходящая с ним в дальнейшем, при дворе пармского принца, метаморфоза тем более разительна. Единственный его недостаток неспособность любить. Только ценой невольного преступления, долгого заточения в темнице, отказа от земных благ герой обретает любовь и истинное счастье. Башня Фарнезе своего рода «любовная темница», символ мистического уединения и духовного преображения героя, жизненный путь которого стал поиском идеальной возлюбленной, счастья, а затем истинной веры. При этом герой Стендаля немыслим без исторического фона: в начале романа это арьергард французской армии во время битвы при Ватерлоо, затем княжество Парма, деспотия которого изображена как нелепый, карикатурный анахронизм. Судьба Ф.Д. это нескончаемая череда захватывающих приключений, в которых он предстает как самая яркая личность среди героев Стендаля, чья искренность и обаяние поныне волнуют воображение «the happy few» (немногих счастливцев), кому писатель посвятил свой роман.

Образ Ф.Д. нашел конгениальное воплощение в фильме Кристиан-Жака (1947), где главную роль сыграл Жерар Филип.

Лит.: Бальзак О. Этюд о Бейле

//Бальзак О. Собр. соч. М., 1955. Т. 15; Медянцев И.П. Молодые герои Фабрицио дель Донго и Николай Ростов в батальных сценах романов «Пармская обитель» и «Война и мир»

//Толстовский сборник. М., 1970; Pasco A.H. The Unheroic Mode: Stendal's «La chartreuse de Panne»

//Philological Quarterly. 1990. № 3.

О.А.Васильева

Литературные герои. — Академик

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое фабрицио дель донго
Значение слова фабрицио дель донго
Что означает фабрицио дель донго
Толкование слова фабрицио дель донго
Определение термина фабрицио дель донго
fabricio del dongo это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины