Литературные герои - фамира
Фамира
ФАМИРА герой «вакхической драмы» Ин.Ф.Анненского «Фамира-кифарэд» (1906). Вслед за недошедшей до нас трагедией Софокла Ин.Анненский замыслил «трагического Фа-миру». Исторический мотив в изложении автора таков: «сын фракийского царя Филаммона и нимфы Агриопы, Ф. или Фамирид, прославился своей игрой на кифаре; его надменность дошла до того, что он вызвал на состязание муз, но был побежден и в наказание лишен музыкального дара». Ин.Анненский осложняет эту схему внезапной любовью нимфы к своему сыну и рисует последнего мечтателем, чуждым любви и все-таки погибающим в сетях влюбленной в него женщины. Рок является в образе блистательно равнодушной музы лирической поэзии Эвтерпы. Ф. выжигает себе углем глаза и идет выпрашивать подаяния; преступная мать, превращенная в птицу, сопровождает его в скитаниях, она вытаскивает жребии из уже бесполезной кифары. Ф.безумец мечты, ее мученик. Он отрешен от жизни, одержим музыкой и напоминает отшельника, живущего только духовными радостями. Он признает единственного бога созерцателя Аполлона и не желает присоединяться к плотским радостям дионисийских действ сатиров, вакханок и менад. Предложение кимфы о состязании с Эвтерпой заставляет Ф. метаться между «звездами и женщинами», он мечтает стать титаном, похитившим с небес огонь. За гордыню Ф. наказан Зевсом, приговорившим его, «чтоб музыки не помнил и не слышал». В приступе отчаяния он лишает себя дара зрения.
Сюжет иного времени, иной культуры интерпретировался Ин.Анненским в соответствии с идеями начала XX века, «с болезненной осторожностью современного человека», как писал О.Э.Мандельштам. Модифицированный миф становился способом самовыражения поэта, воплощением тоски, одиночества человека, неспособного восстановить связи с миром, утратившего надежду на гармонию. Возвышенные мечты Ф. оказались разбитыми при соприкосновении с косной материей жизни, но его «мыслестрадание» сеяло сомнение в правомерности существующего миропорядка, в котором невозможно свободное существование личности. Эта тема подчеркнута контрастами между лирическим и будничным, дана в соотношениях комических и трагических элементов драмы, в ее пространственно-цветовой гамме сцен, вереницей движущихся от «бледно-холодной», «голубой эмали» к «пыльно-лунной», «белесоватой» и «заревой».
Роль Ф. исполнял Н.М.Церетели (Камерный театр, 1961).
Лит.: Хрусталева О.О. Эволюция героя в драматургии Иннокентия Аиненского
//Русский театр и драматургия эпохи революции 1905-1907 годов. Л., 1987.
Н.И.Короткова
Литературные герои. — Академик
2009