Литературные герои - холстомер
Холстомер
ХОЛСТОМЕР центральный персонаж повести Л.Н.Толстого «Холстомер» (1860). Объект изображения в повести табун лошадей, людям в ней отведена второстепенная роль. Табун это метафора современного общественного организма, и поэтому лошади здесь очеловечены, наделены людскими чувствами: жестокость и жалость, веселье и грусть, зависть и гордость, беспечность молодости и угрюмое сознание своей дряхлой старости. Более всего очеловечен главный персонаж X., чье жизнеописание занимает почти всю повесть. Толстой стремится создать образ живой, зримый, конкретный. Внешность X. описана обстоятельно и подробно: «мерин был роста большого не менее двух аршин и трех вершков, частью он был вороно-пегий, но теперь вороные пятна стали грязно-бурого цвета выражение лица было строго-терпеливое, глубокомысленное и страдальческое». Он искалечен побоями, страшно худ, у него опухлая и гноящаяся болячка и шерсть торчком. Но несмотря на отвратительную старость этой клячи, знаток сразу узнавал, что это была в свое время замечательная лошадь. «Глубоко мысленный» образ X. (он же «Мужик Первый сын Бабы») синоним российского земледельца, сотворен писателем, утверждающим религиозно-нравственную философию бытия. В судьбе X. отражена судьба попранного, униженного, порабощенного «мужика», участь которого «унижения, труд, унижения, труд». «Я был пегий, сообщает о себе X., я был мерин, и люди вообразили себе обо мне, что я принадлежал не Богу и себе, как это свойственно всему живому». И только потому, что он пегий, к нему относятся как к вещи, с которой совершают купчие сделки. Пежина это знак, наглядно разоблачающий условность и порочность деления божьего мира на отдельные сословия, слои, касты, группы с различными правами и типом существования. После случившегося с X. «странного несчастья», ставшего для него «решительным переворотом», он осознал жестокость и нелепость понятий: «мой, моя, мое, которые говорят про различные вещи, существа, предметы, даже про землю, про людей и про лошадей». Драматическая история «одной лошади», сочиненная писателем, апофеоз конягам, чьи «божьи жизни» были отданы труду, покорному служению людям. Даже после смерти они продолжали служить добру, участвуя в вечном круговороте жизни.
Образу X. противопоставлен бесшабашный, беззаботный, веселый гусар Серпуховский, превратившийся в никчемного барина-паразита, жившего за счет работяг, таких, как X. Толстой использовал наивное, отстраненное, незамутненное предубеждениями и ложными постулатами сознание X., чтобы обнажить абсурдность и противоестественность социального порядка, признающего право собственности, насилие, произвол, угнетение.
Повесть Толстого была инсценирована Г.А.ТОВСТОНОГОВЫМ (спектакль «История лошади», БДТ, 1975). Роль X. сыграл Е.А.Лебедев.
Лит.: Эйхенбаум Б. Замысел «Истории лошади». Тема лошади в 40-50-х годах. Воспоминания современников о сюжете «Холстомера»
//Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Л.; М., 1931. С. 154-176; Дмитриев В.А. О художественной условности у Толстого на примере «Холстомера»
//Дмитриев В.А. Реализм и художественная условность. М., 1974. С. 137-154; Бабаев Э.Г. «Холстомер». М., 1979.
С.А.Розанова
Литературные герои. — Академик
2009