Литературные герои - клитемнестра
Клитемнестра
КЛИТЕМ(Н)ЕСТРА центральный персонаж трилогии Эсхила «Орестея» (458 до н.э.), трагедии Софокла «Электра» (ок. 415 до н.э.), трагедии Еврипида «Электра» (413 до н.э.), трагедии Сенеки «Агамемнон» (ок. 60 н.э.). Уже в «Одиссее» кратко пересказывается содержание древних, не дошедших до нас эпических песен, согласно которым К. во время похода ахейцев на Трою изменила своему мужу Агамемнону с Эгисфом, который после возвращения Агамемнона убил его. В первой трагедии трилогии Эсхила «Агамемнон» К. характеризуется как женщина с мужской душой, твердой рукой правящая в Аргосе, пока муж отсутствует. Перед лицом хора аргос-ских старцев, которому хорошо известно истинное положение вещей, она беззастенчиво произносит заверения в своей преданности Агамемнону и говорит о тоске по мужу. Готовясь злодейски убить его, она отправляет к Фокиду их сына Ореста. Когда Агамемнон прибывает в Аргос, К. льстиво убеждает его войти во дворец по пурпурным коврам, надеясь, что таким дерзким поступком Агамемнон навлечет на себя неприязнь богов. Лживыми заверениями она заманивает во дворец и привезенную Агамемномом наложницу Кассандру, дочь царя Приама. К. собственноручно убивает секирой Агамемнона в ванне, опутав его, как сетью, покрывалом, а затем расправляется с Кассандрой. Выйдя из дворца, она похваляется совершенным убийством. Свое зло203 деяние она объясняет желанием покарать Агамемнона за гибель принесенной им в жертву Артемиде их дочери Ифигении и объявляет себя демоном-мстителем. Но когда в финале хор и Эгисф с его стражей уже готовы вступить в схватку, К. убеждает их разойтись без дальнейшего кровопролития. Агамемнона К. хоронит, расчленив его тело на четыре части.
В трагедии «Хоэфоры» изображается, как по прошествии многих лет К. видит во сне, что она родила змея, и, так как гадатели объясняют этот сон гневом Агамемнона, посылает свою дочь Электру и рабынь, составляющих хор, с умилостивительными возлияниями на могилу Агамемнона. Услышав от вернувшегося с целью мщения и не назвавшего себя Ореста ложную весть о его гибели, К. выражает притворную скорбь (в «Электре» Софокла К. даже не скрывает чувства облегчения). Когда Орест, сначала убив Эгисфа, объявляет К. о своем намерении покарать ее за убийство Агамемнона, К. умоляет его о пощаде и угрожает ему преследованием эриний богинь мстительниц, но Орест неумолим и закалывает ее за сценой. Когда Орест в трагедии «Евмени-ды» отправляется по указанию Аполлона в Афины за окончательным оправданием, тень К., явившись из преисподней, будит усыпленных Аполлоном эриний, побуждая их и дальше преследовать Ореста. Только в трагедии Еврипида «Электра» К. незадолго до гибели выражает сожаление по поводу совершенного ею злодеяния.
В трагедии Сенеки «Агамемнон» К. колеблется перед убийством и делится своими переживаниями с Эгисфом, которого презирает, но все-таки убивает Агамемнона.
Лит.: Ярко В.Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978; During J. KJytaimestravnXTJQyuva. A study of the development of a literary motif. Eranos, 1943. P. 91-123; Conacher D.J. Aeschylus' Oresteia: A literary commentary. Toronto, 1987.
А.И.Зайцев
Литературные герои. — Академик
2009