Литературные герои - крошка доррит
Крошка доррит
КРОШКА ДОРРИТ (англ. Little Dorrit) героиня романа Ч.Диккенса «Крошка Доррит (1857). Это одна из самых трагических фигур в мире героев Диккенса, хотя ее внешняя уравновешенность и тихая деликатность создают впечатление душевной умиротворенности. «Дитя Маршальси», лондонской долговой тюрьмы, где она родилась и прожила большую часть жизни, К.Д. «несвободна» не только в силу обстоятельств, но, так сказать, по призванию. Сирота при живых родителях, пленница обостренного сознания долга, она добровольно принимает на себя бремя (и крест) гипертрофированной ответственности за всех, кто ее окружает. Она полностью поглощена заботами о других в ущерб себе. Героиня и не ждет от жизни радости, естественно принимая свою судьбу как бесконечное служение. Ее редко называют настоящим именем Эми (от французского «aimee» любимая), для большинства персонажей, даже для влюбленного в нее Артура Кленнэма, она «крошка Доррит». И в этом грустная ирония автора, потому что К.Д.духовно меньше всего «крошка». Да, она миниатюрна, и в двадцать с небольшим лет ее можно принять за ребенка. Но она прежде всего истинная мать семейства, которое она содержит и воспитывает. Ей некогда подумать о себе в вечных тревогах за легкомысленных брата и сестру, инфантильную мать, живущего в своем иллюзорном мире отца. В образе К.Д. переосмыслена традиционная для Диккенса тема материнства. Для тех редких героев Дик-кнса, которым посчастливилось миновать раннего сиротства, мать, как правило, не становится защитой и опорой в жизни. К.Д.«маменька» не только для городской дурочки Мэгги,она всеобщая «маменька». Внеш-' вость своей героини Диккенс уравновешивает величием ее сердца, целиком отданного дру-ггим. Она может показаться «скучной», как, енно говоря, все положительные герои Диккенса. Но К.Д. героиня не реалистичес219 кая. Она абсолютно условна, так же как и знаменитые гротесковые персонажи писателя. Разные, они из одного мира. К.Д. по-своему гротескна. И все же не случайно, что именно К.Д. и идеализированные герои ее типа, а не эксцентрические персонажи с их яркостью, комизмом, агрессивностью и обаянием являются подлинными героями Диккенса. К.Д. стала символом авторской мечты о прочности и надежности в человеческих отношениях. Но концентрация на чужих судьбах неизбежно означает минимизацию собственного «я». Мрачный тон романа во многом определяется принципиальной неразрешимостью драмы К.Д., которая, хотя обретает любовь и семью, но от своей непомерной нравственной ноши не избавляется. Очевидно, что призвания «маменьки» ей хватит на всю жизнь. Не зря, например, как бы вскользь упоминается автором в эпилоге, что в семье К.Д. и Кленнэма найдется место и заброшенным детям ее сестры Фанни. Брак К.Д. можно рассматривать как бессознательную попытку героини «побыть ребенком». Ведь она как будто и не была маленькой в отличие, скажем, от такой во многом близкой ей диккенсовской героини, как Флоренс Дамбы. И если не случайно, что обычно обостренно внимательный к миру детства своих героев Диккенс лишил К.Д. детства, то столь же не случайно К.Д. влюбляется и выбирает себе в спутники человека, по возрасту годящегося ей в отцы. Ей нужен отец, которого она в лице Кленнэма, быть может, обретает.
Лит.: Уэйн Дж. «Крошка Доррит»
//Тайна Чарльза Диккенса. М., 1990. С. 173-188; Sadrin A. L'etre et 1'avoir dans les romans de Charles Dickens. Lille, 1983.
Т.Н.Суханова
Литературные герои. — Академик
2009