Литературные герои - кузовкин
Кузовкин
КУЗОВКИН герой комедии И.С.Тургенева «Нахлебник» (1848; ценз. назв. «Чужой хлеб», 1957). Василии Семеныч К.нахлебник, бедный дворянин, более двадцати лет проживающий на хлебах в имении Кориных-Елецких. Судьба К. отражает целое социальное явление. Приживалы (разного рода от К. до Ра-китина) знак дворянского быта, часть интерьера дворянской усадьбы, люди, лишенные семьи и собственного дома, чужие везде,становятся «сквозными» героями творчества Тургенева (связь «Нахлебника» с «Записками охотника» отмечается всеми исследователями). Образ К.это особый тип «маленького», «забитого» человека, человека без «своего круга», долгие годы ведущего бесперспективную тяжбу за сельцо Ветрово, отчаявшегося и нравственно искалеченного еще в молодости, низведенного до роли шута в доме своего благодетеля, помещика Корина, трагически скрывающего свою преступную любовь к его жене. Тургеневу важна биография героя (внесце-ническая история, рассказанная К. Ольге). Вечно униженный, оскорбленный и осмеянный, носящий платье «с чужого плеча», бессловесный, кроткий, К. двадцать лет носил в себе тайну рождения Ольги, не осмеливаясь даже подумать, что когда-нибудь назовет ее дочерью.
Начало пьесы, сюжетно связанное с приездом молодых хозяев в родовое имение Ольги Елецкой, ничем не предвещает драматической развязки. Завтрак, устроенный петербургским чиновником Елецким, заканчивается унизительным скандалом: на старика надели шутовской колпак, и К., не выдержавший унижения, поднимается до протеста, объявляя всем, что Ольга его дочь. Он хорошо понимает, что лишний среди новых господ, но перед дочерью шутом быть не может. Так социально-житейские явления переплавляются в явления психологического и нравственного порядка. К., резко сломав представления окружающих о себе, должен бежать из этого дома. Он нарушил покой, порядки и нормы поведения «образованного стола». Перепутаны роли, привычные в жизни места, разорваны общественные конвенции. Но бунт героя это измена и самому себе. Он не может занять место хозяев, встать рядом с ними слишком тяжел груз прожитых лет, привычек «раба». К., не потерявший своего достоинства («меня нельзя купить»), не способен жить иначе: маска маленького человека навсегда скрыла лицо дворянина К. И потому он раскаивается, дрожит, едва стоит на ногах. Ради любви к дочери он жертвует собой; принимает от Ольги деньги, чтобы спасти ее самолюбие, возвратить покой. Ветрово добывается ценой молчания. Финал пьесы лишен мелодраматизма и сентиментального примирения. К. раздавлен, его отъезд равносилен смерти. Тургенев рассказывает не «маленькую драму маленьких людей». Писатель утверждает права каждой «незначительной» личности. «Нахлебник» комедия, но не сатира. Автор смотрит на К. трезво и правдиво, но тон его полон любви и сострадания, без умиления и унижающей жалости.
Роль К. предназначалась для М.С.Щепкина и была им сыграна в 1862 г. Другие исполнители: П.В.Васильев (1862), В.Н.Давыдов (1882), А.Р.Артем (1912). М.М.Яншин (1969).
Лит.: Гроссман Л. Театр Тургенева, Пб., 1924.
Н.С.Пивоварова
Литературные герои. — Академик
2009