Литературные герои - наталья петровна
Наталья петровна
НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА героиня комедии И.С.Тургенева «Месяц в деревне» (1848-1869, первонач. редакции под назв. «Студент», «Две женщины»). Н.П.Ислаева молодая хозяйка «дворянского гнезда» является соперницей юной воспитанницы Верочки в любви к молодому учителю Беляеву. Дама из хорошего общества, она преступно и трагично влюблена в разночинца. Человек нравственных принципов, она, поддаваясь любовной страсти, совершает безнравственный поступок: эгоистично разрушает чувства Верочки к Беляеву. Н.П.образ сложного социально-психологического «состава». Это знак целой культурной эпохи, стиля жизни, выражение красоты дворянского быта и драматизма конкретной судьбы. Тургенев всматривается в душевные брожения героини, переживающей любовный кризис. Увлечение учителем сына разрушает привычную гармонию существования. С ветром, которого жаждет Н.П. и которому открыто подставляет лицо (символизирующим функцию Беляева в пьесе), в дом Ислаевых врывается страшный, еще не знакомый диссонанс отношений. Тургенев выстраивает сложный внутренний конфликт героини. Она, как и Ракитин, рефлекси-рует, способна трезво оценить свое положение: жизнь, «закованная в корсет», плетение кружев в душной комнате,и потому новое чувство это глоток свежего воздуха в душный день. Поведение Н.П.это бунт против себя, правил, устоявшегося течения жизни. Новое чувство манит Н.П. как стихия свободы, раскрепощения. Ее любовь это тоска по сильному, естественному чувству, открытие всепоглощающей, невостребованной страсти в себе, стремление к полноте, насыщенности переживаний. В порыве счастья она бежит на луг пускать змея, глаза ее будут блестеть: Ракитин никогда не видел такой Н.П., а мы неожидание узнаем в ней Верочку. Н.П. испугана, ей незнакомы эти ощущения («кажется, я схожу с ума»), она совершает такие нравственные просчеты, что теряет уважение к себе («комедия, которую я разыграла с Верой, меня возмутила»). Но при всем том любовь к Беляеву не просто влюбленность в молодого мужчину (в пародийном плане эта сюжетная ситуация отзовется в «Лесе» Островского: Гурмыжская Аксюша Буланов). Тургенев всячески подчеркивает, что учитель обыкновенный молодой человек, не герой, обаяние и сила его в другом. С ним Н.П. открывает в жизни новые для себя ценности: простоту, свободу и т.д. Однако, как и в Ракитине, в Н.П. есть некая «типологическая» ущербность. Не знавшая радости детства и молодости, зараженная особым вирусом законов общества, она никогда не обретет гармонию в «другом» пространстве (психологическом и социальном). В ее изломанной душе любовь все равно оборачивается болезнью (в пьесе постоянно говорят, что Н.П. нездорова). Конфликт характера складывается из двух разнонаправленных жизненных и психологических установок. Очевидно, что Н.П. никогда не выйдет за пределы «культурной нормы» (отношения с Беляевым бесперспективны). С другой стороны, потеря любви равносильна для нее смерти («но для чего же жить потом?»). Оттого в финале Н.П.это неживая, опустошенная душа.
Наиболее известные исполнительницы роли: М.Г.Савина (1903), М.Н.Ермолова (1900), О.Л.Книппер-Чехова (1909).
Лит. см. к статье «БЕЛЯЕВ».
Н.С.Пивоварова
Литературные герои. — Академик
2009