Литературные герои - ричард iii
Ричард iii
РИЧАРД III (англ. Richard III) герой трагедии У.Шекспира «Ричард III» («Король Ричард III», 1592-1593). Историческим прототипом является герцог Глостер (1452-1485), английский король Ричард III (с 1483 по 1485) из династии Иорков. История Ричарда Глостера одна из самых драматических в длившейся 40 лет борьбе за английский престол, вошедшей в историю как война Алой и Белой розы, династий Ланкастеров и Иорков послужила еще до Шекспира материалом для двух пьес: одна, написанная по-латыни Томасом Легге, «Ричард III», и другая, анонимная, «Правдивая трагедия о Ричарде III». Однако, как и для иных исторических хроник Шекспира, основным источником явились «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Р.Холиншеда. Этому же сюжету посвящено несомненно известное Шекспиру исследование великого английского гуманиста Томаса Мора «История Ричарда III» (1531). Означенные версии в большей или меньшей степени были выдержаны в «тюдоровском духе»: создававшиеся в эпоху правления представителей династии Тюдоров, они представляли Ричарда Глостера злейшего врага этой династии истинным исчадием ада, средоточием всех возможных пороков, каковым исторический Ричард не был. Как свидетельствуют ныне известные факты, борьба Ричарда Глостера за престол вовсе не представляла собой чего-то экстраординарного, а средства,используемые им, применялись всеми, кто оказывался в подобной ситуации. Однако Шекспир, «исказив историческую истину» (скорее всего сознательно, в угоду царствующей королеве Елизавете, последней из Тюдоров на английском престоле), создал легендарный, магнетически-завораживаюший образ злодея, один из самых сильных во всей мировой драматургии. Эта роль, начиная с ее первого исполнителя знаменитого трагика шекспировской труппы труппы Слуг Лорда-камергера Ричарда Бербеджа, и по сей день будит фантазию величайших актеров мировой сцены. Р. у Шекспира своего рода гений зла: родившийся уродом (он горбат), испытывающий вследствие этого постоянный комплекс неполноценности, он исполнен величайшей гордыни, честолюбия, жажды власти, лицемерия в соединении с постоянным лицедейством и полным аморализмом. Все это побуждает шекспировского героя на творимые им злодеяния: цепь убийств, предательств, соблазнений, беспредельного коварства и т.д. Однако при этом Р., вне всякого сомнения, сильная личность, фигура яркая и в высшей степени неординарная. Можно сказать, что он своего рода эталон властолюбия, и хотя в финале Р. погибает, но гибель эта лишь результат стечения обстоятельств, обернувшихся против него: противника, равного ему по уму, хитрости, отваге, знанию тайных пружин человеческой психологии, в пьесе нет. Во всяком случае добродетельный Генрих, граф Ричмонд, становящийся королем Генрихом XII, таковым не является. Злодеев, подобных Ричарду, побеждают не равные им личности их сметает история, ее логический ход, ее поступательное движение, препятствием которому они оказываются, таков вывод, к которому Шекспир подводит в финале своей пьесы.
В течение почти двух столетий (XVIII-XIX) на английской сцене шекспировская пьеса шла в переработке посредственного драматурга К.Сиббера, в которой образ главного героя был сведен к одному лишь злодейству, будучи полностью лишенным того человеческого магнетизма, которым он наделен у Шекспира. Тем не менее каждый из выдающихся исполнителей силой собственного дара приближал своего героя к его шекспировскому оригиналу: Дэвид Гаррик (1741), Джон Филипп Кэмбл (1783), Эдмунд Кин (1814). Среди английских актеров XX века в этой роли прославились Лоренс Оливье, сыгравший ее в театре (1944), а затем в кино (1955), а также Энтони Шер, написавший книгу «Год с королем» (1987), посвященную этой роли.
На русской сцене в роли Ричарда выступали П.С.Мочалов (1839), А.П.Ленский (1876), А.И.Южин (1896, в роли леди Анны ААЯблочкина), Н.Ф.Монахов (1935), М.А.Ульянов (1977). Огромный резонанс получило исполнение этой роли грузинским артистом Рамазом Чхиквадзе (1979, постановка Роберта Стуруа).
Лит.: Барг М.А. Шекспир и история. М, 1976.
Ю.Г.Фридштейн
Литературные герои. — Академик
2009