Музыкальная энциклопедия - авангардизм
Связанные словари
Авангардизм
Корни совр. А. в идейно-эстетич. установках декадентских, модернистских художеств. течений нач. 20 в. (футуризм, дадаизм, сюрреализм и др.). Широкое распространение течения А. получили после 2-й мировой войны во Франции, Зап. Германии, Италии, США, в скандинавских странах; А. оказал влияние и на иск-во нек-рых социалистич. стран. Течения A., как правило, преходящи, большинство из них подвержено капризам моды, требующей постоянного обновления технич. приёмов.
А. порождён совр. бурж. обществом, мн. представители к-рого живут в атмосфере острого душевного разлада. А. глубоко противоречив, отражая противоречия самого буржуазного общества. Так, нигилистский дух иск-ва А. отчасти определяется настроениями социального протеста творческой молодежи, не желающей мириться с окружающей действительностью. Этот протест нередко переходит в анархич. бунт против моральных и политич. устоев обществ. жизни, а также против иск-ва, получившего обществ. признание. Нек-рые представители иск-ва, ощущающие революц. дух совр. эпохи, наивно полагают, что могут выразить его только с помощью совершенно новых художеств. средств. Поэтому среди деятелей А. оказываются и люди, примыкающие к прогрессивным течениям обществ. и политич. жизни. Среди наиболее видных представителей муз. А. композиторы, очень различные по идейно-эстетич. направленности творчества: П. Булез, Л. Ноно, К. Штокхаузен, Л. Берио, Дж. Кейдж, С. Буссотти, П. Шеффер, Я. Ксенакис.
В области музыки эксперименты приверженцев А. нередко приводят к разрушению эстетич. и технологич. основ муз. иск-ва. Под лозунгами А. выступают авторы и теоретики серийной и конкретной (см. Серийная музыка, Конкретная музыка), алеаторической (см. Алеаторика) и пуантилистической (см. Пуантилизм), сонористической (см. Соноризм) и электронной музыки. Важнейшими центрами муз. А. стали ежегодные семинары новой музыки в Кранихштейне (близ Дармштадта, ФРГ), концерты "Domaine musical" в Париже, междунар. фестивали в Донауэшингене (ФРГ), а также Загребе, Варшаве и др. В целях пропаганды муз. А. издаются многочисленные сборники статей, книги, брошюры, выпускаются серии грампластинок. Т. о. во многих западных странах искусственно поддерживается интерес к творчеству композиторов-авангардистов, хотя большинство слушателей отвергает этот род музыки.
Литература: Бронфин Е., К спорам об "авангардизме"..., в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1903, с. 246-65; Hестьев И., О музыкальном авангардизме..., в сб.: Вопросы эстетики, вып. 7, М., 1965, с. 250-80; Давыдов Ю., Движение "новых левых" и музыкальный авангард, "СМ", 1970, No4; Шнеерсон Г., Авангард шестидесятых годов, там же, 1970, No 9; Шахназарова Н. Г., "Авангард" в современной западной музыке, в сб.: Современное западное искусство..., М., 1971.Г. М. Шнеерсон.