Поэтический словарь - анакруза
Анакруза
Примеры сочетания анакрузы и эпикрузы в четырехкратных трехдольниках.
Трехдольник первый (дактиль), контрольный ряд | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | с нулевой анакрузой и нулевой эпикрузой, полносложная беспаузная форма:
| Тучки не | бесные, | вечные | странники! |
| Степью ла | зурною, | цепью жем | чужною |
| Мчитесь вы, | будто как | я же, из | гнанники |
| С милого | севера | в сторону | южную.
(М. Лермонтов)
То же, но с однодольной паузой в конце стиха:
| Были и | лето и | осень дожд | ливы; / |
| Были по | топлены | пажити, | нивы... / |
(В. Жуковский)
Трехдольник второй (амфибрахий), контрольный ряд ⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣; однодольная А. и двудольная эпикруза:
В пес | чаных сте | пях ара | вийской зем | ли /
Три | гордые | пальмы вы | соко рос | ли. /
Род | ник между | ними из | почвы бес | плодной,
Жур | ча, проби | вался вол | ною хо | лодной.
(М. Лермонтов)
В этих стихах однодольная А. всюду заполняется одним слогом, но двудольная эпикруза в первом двустишии состоит из слога и однодольной паузы, а во втором — из двух слогов. Из следующего примера видно, что эпикруза в трехдольнике может быть и двусложием (в нечетных строках) и двудольной паузой (в четных строках):
Ка | ховка, Ка | ховка, род | ная вин | товка,
Го | рячая | пуля ле | ти, / / | / / Ир | кутск и Вар | шава, О | рел и Ка | ховка —
Э | тапы боль | шого пу | ти. / / | / /
(М. Светлов)
Трехдольник третий (анапест), А. и однодольная эпикруза, контрольный ряд ⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́; в нечетных стихах эпикруза слоговая, в четных — паузная:
Зачи | нается песня от | древних за | тей,
От ве | селых пи | ров и о | бедов, / | /
И от | русых от | кос, и от | черных куд | рей,
И от | тех ли от | ласковых | дедов. / | /
(А. К. Толстой)
Или пример двудольной (двухсложной) анакрузы и однодольной паузной эпикрузы во всем четверостишии:
Мы се | годня во | шли в Сева | стополь, / | /
За хол | мом ору | дийный рас | кат, / / | /
Воздух | города | пылен и | тепел, / | /
Круго | вая до | рога под | скат. / / | /
(С. Кирсанов)
Смешанная А. в четырехкратном паузном трехдольнике:
/ / | Где вы, гря | дущие | гунны, / | /
/ Что | тучей на | висли над | миром? / | /
/ / | Слышу ваш | топот чу | гунный / | /
По е | ще не от | крытым Па | мирам. / | /
/ На | нас / ор | дой опья | нелой / | /
/ / | Рухните | с темных ста | новий — / | /
Ожи | вить одрях | левшее | тело / | /
/ Вол | ной / пы | лающей | крови. / | /
(В. Брюсов)
Примеры сочетания анакрузы и эпикрузы в трехкратных четырехдольниках
Четырехдольник первый (без анакрузы — нулевая анакруза); контрольный ряд | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | :
| Дружба насто | ящая не | старится, / |
| За небо вет | вями не цеп | ляется. / |
| Если уж при | ходит срок, так | валится / |
| С грохотом, как | дубу пола | гается. / |
(К. Симонов)
Четырехдольник второй, однодольная анакруза и трехдольная эпикруза; контрольный ряд ⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣:
За | сыпала зве | риные тро | пинки /
Вче | рашняя раз | гульная ме | тель, / /
И | падают и | падают сне | жинки /
На | тихую, за | думчивую | ель. / /
(Д. Бедный)
Четырехдольник третий, двудольная анакруза и двудольная эпикруза; контрольный ряд ⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣:
Вдоль де | ревни, от из | бы и до из | бы, /
Заша | гали тороп | ливые стол | бы; / Загу | дели, заи | грали прово | да — /
Мы та | кого не ви | дали никог | да. /
(И. Исаковский)
Четырехдольник четвертый, трехдольная анакруза и однодольная эпикруза; контрольный ряд ⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́:
Как эта | улица пыль | на, раскале | на!
Что за пе | чальная, о | господи, сос | на!
(Ин. Анненский)
Стоят се | ребряными | блюдечками | /
Кувшинок | мокрые цве | ты; / / / | /
Иду по | махивая | удочками, | /
На обо | мшелые пло | ты. / / / | /
(Г. Шенгели)
Под голу | быми небе | сами / / | /
Велико | лепными ков | рами / / | /
Блестя на | солнце, снег ле | жит. / / / | /
(А. Пушкин)
Примеры А. и эпикрузы в пятидольнике и шестидольнике см. в соответствующих статьях.
Среди четырехдольников наблюдается мнимая анакруза, обычно это происходит в четырехдольнике первом без А., когда начальная модификация выражена второй константой | ⌣⌣⌣́⌣ | вместо первой константы | ⌣́⌣⌣⌣ | и поддержана такими же последующими константами:
| Как-то раз пе | ред толпою | соплеменных | го´р / / / |
| У Казбека | с Шат-горою | был великий | спо´р. / / / |
(М. Лермонтов)
Паузные А. встречаются иногда в частушках (четырехдольники):
Си | дела на ска | меечке, / | ела кара | мелечки,
/ | Ела, улы | балася, ска | зали: цело | валася!
Или:
/ / | То-опнула | я, / и не | то-опнула | я, /
Съела | целого бы | ка / и не | ло-опнула | я! /
С другой стороны, наблюдаются случаи, когда на А. падает настолько сильный акцент, что вся ритмическая структура стиха как бы смещается; это бывает среди стихов четырехстопного ямба, контрольный ряд которого следующий ⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́, т. е. трехкратный четырехдольник четвертый:
Поку´ри | вая, здесь си | дим / / / | /
На ла´воч | ке, вперивши | взоры / / | /
В поле´й за | зеленевший | дым, / / / | /
Гляди´м на | Воробьевы | горы. / / | /
(А. Белый)
Ср. следующий пример:
Я знал кра | са´виц недо | сту´пных, / / | /
Холодных | , чи´стых, как зи | ма´, / / / | /
Неумо | ли´мых, непод | ку´пных, / / | /
Непости | жи´мых для у | ма´ / / / | /
(А. Пушкин)Вот примеры еще более сильного акцентирования А.:
Бу´дешь | в универси | тете —
Сон свер | шится ная | ву! /
(Н. Некрасов)
Засве | тились на тан | цующей си | рене
Во´до | росли под лу | ной, как светля | ки. /
(И. Северянин)
В последних двух примерах модификация, идущая вслед за А., — безударная, что еще резче усиливает акцентировку А., и ритм стиха как бы выходит из нормы контрольного ряда.Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия
Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская
1966