Поэтический словарь - четырехдольник
Четырехдольник
1-й | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | 2-й ⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣3-й ⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣4-й ⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́Трехкратный четырехдольник первый различных форм (сюда входит и пятистопный хорей); контрольный ряд | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | :
| Дружба насто | ящая не | старится, / |
| За небо вет | вями не цеп | ляется. / |
| Если уж при | ходит срок, так | валится, / |
| С грохотом, как | дубу пола | гается. / |
(К. Симонов)
| Выхожу о | дин я на до | рогу; / / |
| Сквозь туман крем | нистый путь бле | стит; / / / |
| Ночь тиха. Пус | тыня внемлет | богу, / / |
| И звезда с звез | дою гово | рит. / / / |
(М. Лермонтов)
| Во поле бе | резонька сто | яла. / / |
| Во поле куд | рявая сто | яла. / / |
(Народная песня)
| Летом в море | легкая во | да, / / / |
| Белые су | хие пару | са. / / / |
| Иглами сталь | ными в нево | да / / / |
| Сыплется под | баркою хам | са. / / / |
(И. Бунин)
| В этой жизни | я немного | видела, / |
| / / Только | пела и жда | ла. / / / |
| Знаю: брата | я не нена | видела / |
| / / И сест | ры не преда | ла. / / / |
(А. Ахматова)╔ | Кучевых ве | сенних туч / |
╚ | Гребень. / / | ╔ | Ясный вытя | нулся луч / |
╚ | В небе. / / |
(С. Кирсанов)Трехкратный четырехдольник второй (сюда входит и пятистопный ямб); контрольный ряд ⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣:
Мы | молоды. У | нас чулки со | штопками.
Нам | трудно. Это | молодость ви | ной. / /
Но | пляшет за де | шевенькими | шторками
Бес | платный воздух, | пахнущий вес | ной. / /
(Р. Казакова)
Тень | Грозного ме | ня усыно | вила, /
Ди | митрием из | гроба нарек | ла, / /
Во | круг меня на | роды возму | тила /
И | в жертву мне Бо | риса обрек | ла. / /
(А. Пушкин)
Вот | я один в ве | черний тихий | час, / /
Я | буду думать | лишь о вас, о | вас, / /
Возь | мусь за книгу, | но прочту «о | на», / /
И | вновь душа пья | на и смяте | на. / /
(Н. Гумилев)
При | кинулся бло | хою / кры | синой, /
Под | прыгнул, как ре | зи-иновый | мяч, / /
И | пал / на со | баку, чтобы | псиной /
Вте | реться / в ка | зармы, где шу | мят. / /
(В. Нарбут)
╔ Ве | дет шоссе пря | мое /
╚ Ту | да, / / ╔ Где | сторожит При | морье /
╚ Звез | да. / /
(В. Урин)Трехкратный четырехдольник третий (сюда относятся и стихи типа «камаринской»); контрольный ряд ⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣:
Холод, | тело тайно | сковываю | щий, /
Холод, | душу оча | ровываю | щий... /
От лу | ны лучи про | тягивают | ся, /
К сердцу | иглами при | трагивают | ся. /
(В. Брюсов)
Вдоль по | улице ме | телица ме | тет, /
За ме | телицей мой | миленький и | дет. /
(Народная песня)
╔ Не для | славы,
‖ Для за | бавы
╚ Я пи | шу! / ╔ Одо | бренья
‖ И суж | денья
╚ Не про | шу! /
(А. Полежаев)
╔ Но в ка | мине дозве | нели
╚ Уголь | ки. / ╔ За о | кошком дого | рели
╚ Огонь | ки. /
(А. Блок)
╔ У бур | жуев шумный | пир, /
╚ Ну и | пир! / ╔ Всех по | весить, кто за | мир, /
╚ Кто за | мир. /
(Д. Бедный)
╔ Весь из | сопок и до | лин /
╚ Саха | лин. / ╔ Он ян | варскою по | рой /
╚ Снего | вой. / ╔ Говор | ливою вес | ной /
╚ Штормо | вой. /
(В. Кулемин)
Трехкратный четырехдольник четвертый, к которому относится и четырехстопный ямб всех моделей, со всевозможными клаузулами; контрольный ряд ⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́:
С губами | сладко улы | бающими | ся,
Она гля | дит глазами | суженными, | /
И черны | пряди вкруг че | ла: / / / | /
Нить розо | ватыми жем | чужинами | /
С коралла | ми переме | жающими | ся
Ей шею | нежно обле | гла. / / / | /
(В. Брюсов)
Ракеты | возникают | рыжие, / | /
И голу | бые и о | ранжевые. | /
Они цве | тут над всеми | крышами, / | /
Меня, как в | детстве, заво | раживая. | /
(Е. Евтушенко)
Вдали над | пылью пере | улочной, / | /
Над скукой | загородных | дач / / / | /
Чуть золо | тится крендель | булочной / | /
И разда | ется детский | плач. / / / | /
(А. Блок)
Еще за | деньги люди | держатся, / | /
Как за крес | ты держались | люди / / | /
Во време | на глухого | Керженца, / | /
Но вечно | этого не | будет. / / | /
(Н. Асеев)
Я знал кра | савиц недо | ступных, / / | /
Холодных, | чистых как зи | ма, / / / | /
Неумо | лимых, непод | купных, / / | /
Непости | жимых для у | ма... / / / | /
(А. Пушкин)
Сквозь мрак, над | уличными | ранами, / | /
Шаги — и | вслед / / / | / / / / | /
За пере | ливами трех | гранными / | /
Летящий | свет. / / / | / / / / | /
(К. Панов)Ритмическую структуру русского четырехстопного ямба первым понял теоретик стиха первой трети 19 в. А. Кубарев, который писал, что этот размер состоит «из двух четырехсложных тактов с 3 отдельными или вводными слогами», например «Чрез непри | ступны пере | правы». То есть, Кубарев указывал на наличие в четырехстопном ямбе трехсложной анакрузы и четырехдольного строя.
См. народный стих, исторические песни, тактовик, тринадцатисложник, частушка, хорей, ямб.Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия
Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская
1966