Поэтический словарь - ямб
Ямб
2) В общеевропейскую поэзию имитированный Я. вошел как двудольная (из двух слогов) стопа с ударением на втором слоге ⌣⌣́. Первое упоминание о Я. в русской литературе мы находим в книге М. Смотрицкого «Грамматика...», изданной в 1619 г.; но как термин поэтики, относящийся к определенному стихотворному размеру, Я. начал фигурировать в России лишь после теоретических работ В. Тредиаковского. У русских силлабистов нет стихотворений, написанных ямбическим размером. Первые ямбические стихи в России (четырехстопный ямб) принадлежат В. Тредиаковскому (примеры см. в конце статьи реформа Тредиаковского), лишь после этого М. Ломоносов написал свою ямбическую оду на взятие турецкой крепости Хотин.
Из ямбических размеров самый излюбленный в русской поэзии — четырехстопный Я. Можно сказать, что 80—85 процентов всех русских стихов написаны четырехстопным Я. Широчайшая популярность этого размера в нашей поэзии объясняется не столько ритмической емкостью его формы, приноровленной к русской поэтической речи, сколько традицией массового систематического его употребления первыми большими русскими поэтами — М. Ломоносовым, В. Петровым, Г. Державиным, а затем Е. Баратынским, А. Пушкиным. В 18 и начале 19 вв. популярен был шестистопный ямб с его торжественным плавным ритмом. Пятистопный Я. менее принят в русской лирике, зато он стал каноническим размером (без рифм) для театрального стиха (исключения — трагикомедия «Горе от ума» А. Грибоедова и драма «Маскарад» М. Лермонтова, написанные вольным стихом); пятистопный Я. применяется в стихотворениях твердой строфико-композиционной формы, как, например, сонет, октава и др. Относительно редко встречается трехстопный Я. (главным образом у поэтов первой трети 19 в.). В стиховедческой литературе наиболее разработана теория четырехстопного Я. (исследования А. Белого, Б. Томашевского, Г. Шенгели).
Одностопных и двустопных Я. нет, ритмологически они невозможны: иллюзия одностопности или двустопности создается укороченной системой рифмовки. Так, например, В. Брюсов ошибочно считал одностопными ямбами свои амфибрахические строки:
И ночи — короче, и тени — светлей,
Щебечет, лепечет весенний ручей...
Это произошло, вероятно, потому, что если записать эти стихи раздельными строками по признакам рифм, то зрительно получится:
И ночи —
короче,
и тени —
светлей,
Щебечет,
лепечет
весенний
ручей.
Трехстопный Я. фактически является четырехкратным четырехдольником вторым:
╔ По | слу´шай, муз не | ви´нных /
╚ Лу | ка´вый клевет | ни´к! / / ╔ В ти | ши´ полей пус | ты´нных /
╚ При | ро´ды уче | ни´к, / / ╔ По | э´тов грешный | ли´к / /
╚ Ум | но´жил я со | бо´ю, / ╔ И | я´ главой по | ни´к / /
╚ Пред | ми´лой суе | то´ю. /
(А. Пушкин)╔ Я | зна´ю —
‖ город | бу´дет, /
‖ я | зна´ю —
╚ саду | цве´сть, / / ╔ ког | да´
‖ такие | лю´ди /
‖ в стра | не´
‖ советской |
╚ е´сть! / /
(В. Маяковский)Обычный русский четырехстопный Я. — это трехкратный четырехдольник четвертый с тремя метрическими акцентами в периоде — два на слогах и один на паузной эпикрузе, его контрольный ряд ⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́. Каждый стих четырехстопного ямба заканчивается структурной паузой — трехдольной при наличии женской рифмы и четырехдольной при мужской рифме:
Для бере | го´в отчизны | да´льной / / | /
Ты поки | да´ла край чу | жо´й; / / / | / В час незаб | ве´нный, в час пе | ча´льный / / | /
Я долго | пла´кал пред то | бо´й. / / / | /
(А. Пушкин)
Если бы все ячейки контрольного ряда были сплошь заполнены слогами, то трехкратный четырехдольник четвертый принял бы форму шестистопного ямба с мужскими рифмами:
Весенней | я´блони, в не | та´ющем сне | гу´,
Без содро | га´ния я | ви´деть не мо | гу´
(И. Северянин)
Пятистопный Я. — это трехкратный четырехдольник второй:
Под | елью изну | ренной и гро | моздкой, /
Что | выросла, не | плача ни о | ком, / /
Ме | ня кормили | мякишем и | соской, /
Пар | ным голубо | ватым моло | ком. / /
(Б. Корнилов)
Шестистопный Я. — это, как правило, шестидольник второй с односложной анакрузой:
Поэт! не дорожи | любовию народной:
Восторженных похвал | пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца | и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, | спокоен и угрюм.
(А. Пушкин)
Но иногда в результате особого порядка ударных слогов в первой половине стиха шестистопный Я. с мужскими и женскими рифмами обращается в четырехкратный четырехдольник четвертый; трехсложная анакруза здесь атонируется:
В крылатом | до´мике вы | со´ко над зем | ле´й, / / / | /
Двумя ре | ву´щими мо | то´рами вле | ко´мый, / / | /
Я проле | та´л вчера до | ро´гой незна | ко´мой, / / | /
И обла | ка´, скользя, тол | пи´лись подо | мно´й. / / / | /
(Н. Заболоцкий)
Хотя введение ямбических размеров в русскую поэзию связывается обычно с реформой Тредиаковского — Ломоносова, но русская народная поэзия, независимо от каких бы то ни было влияний запада или русской книжной поэзии, выработала свои самобытные стихотворные размеры, среди них имеется размер, формально близкий к четырехстопному Я. (четырехдольник второй):
За | ря, заря ве | черняя,
Иг | ра, игра ве | селая!
Уж | я, млада иг | рать пошла,
Иг | рать пошла, ра | зыгрывать.
Кри | чит-звенит све | кор в окно:
«Сно | ха, сноха, до | мой пора!»
Уж | я, млада, не | слушала,
Иг | ры своей не | портила.
По | друженек не | гневала...Подобным стихом написана поэма Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Ср. частушка, четырехдольник, шестидольник.Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия
Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская
1966