Поэтический словарь - диподия
Диподия
В русской стиховедческой литературе понятие Д. в четырехстопном ямбе и хорее отстаивал вслед за А. Кубаревым (первая треть 19 в.) А. Белый, считавший, что в основе этих метров русского стиха лежит не двусложная стопа, а четырехсложная Д. с одним ударением (пэон). Отсюда — широкое ритмическое звучание стихов, построенных на одноударной Д. типа:
Под голубы´ми небеса´ми
Великоле´пными ковра´ми...
(А. Пушкин)
На возду´шном океа´не
Без руля´ и без ветри´л...
(М. Лермонтов)
По справедливому мнению А. Белого, Д. свойственна природе русского языка: стихи, в которых на каждое двусложие приходится словесное ударение, звучат тяжело, их ритм заторможен:
Гла | го´л вре | ме´н! ме | та´лла | зво´н!
Твой | стра´шный | гла´с ме | ня´ сму | ща´ет.
(Г. Державин)
Бе´рег. | По´лночь. | Дре´млет | во´здух.
Спи´т вни | зу´ ко | за´цкий | шля´х.
(А. Безыменский)
Правильность наблюдений А. Кубарева и А. Белого над Д. подтверждается всей практикой русских поэтов и строением русского народного стиха.
См. двудольные размеры, крата.Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия
Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская
1966