Поэтический словарь - инверсия ритмическая
Инверсия ритмическая
Возьмем хореические стихи константного и инверсированного строя (четырехдольник) и сравним параллельные ряды (слова, подпадающие под ритмическую инверсию, выделены):
Константный ритм╔ | Гаснет вечер, | даль синеет, |
╚ | Солнышко са | дится, / / | ╔ | Степь да степь кру | гом и всюду |
╚ | Нива коло | сится! / / | ╔ | Пахнет медом, | зацветает |
╚ | Белая гре | чиха ... / / | ╔ | Звон к вечерне | из деревни |
╚ | Долетает | тихо ... / / |
(И. Бунин)Инверсированный ритм╔ | Зашумело | Гуляй-поле |
╚ | От страшного | пляса, / / | ╔ | Ходит гого | лем по воле |
╚ | Скакун Опа | наса. / / | ╔ | Опанас гля | дит картиной |
╚ | В папахе кос | матой, / / | ╔ | Шуба с мертво | го раввина |
╚ | Под Гомелем | снята. / / |
(Э. Багрицкий)Константность ритма в этих стихах определяется тем, что ударные слоги в словах всюду совпадают или с метрическим акцентом на первой ее доле ⌣́⌣⌣⌣, или с акцентом на побочной сильной доле (третий слог в стопе ⌣⌣⌣́⌣). Инверсированным же ритм становится тогда, когда в четырехдольнике ударные слоги не совпадают с метрическими акцентами и приходятся на слабые по своему положению места´ четырехдольника ⌣⌣́⌣⌣ или ⌣⌣⌣⌣́. Подобными ритмическими ходами, делающими стих необыкновенно гибким, богата русская народная поэзия.
Следующие параллельные примеры константного и инверсированного ритмов также показательны:
Константный ритм
╔ | За пустой о | колицей, / |
╚ | За Донцом-ре | кой / / / | ╔ | Вздрогнет и рас | колется / |
╚ | Полевой по | кой. / / / |
(А. Сурков)Инверсированный ритм╔ | Лети, лети, | ластонька, / |
╚ | Лети за мо | ря. / / / | ╔ | Прости-прощай, | Настенька, / |
╚ | Дочу´шка мо | я. / / / |
(А. Твардовский)Далее приводятся примеры еще более резкой ритмической инверсии. Взяты параллельные ряды изометрических равносложных стихов — константные стихи М. Лермонтова и народные стихи с ритмической инверсией:Константный ритм╔ | Как-то раз | пе | ред толпою |
╚ | Соплеменных | гор / / / | ╔ | У Казбека | с Шат-горою |
╚ | Был великий | спор. / / / | ╔ | «Берегись!» — ска | зал Казбеку |
╚ | Седовласый | Шат, — / / / | ╔ | Покорился | человеку |
╚ | Ты недаром, | брат!» / / / | Инверсированный ритм╔ | Скажи, скажи, | мой миленький, |
╚ | Мила ль я те | бе? / / / | ╔ | А ты мне мил| милёшенек, |
╚ | Милей тебя | нет. / / / | ╔ | Как слышит-то | сердечушко: |
╚ | Забыл ты ме | ня. / / / | ╔ | А я, любя | мила дружка, |
╚ | Сама не сво | я. / / / | И, наконец, отрывок из народных стихов, в котором ритмическая инверсия проведена почти сплошь, константность ритма соблюдена лишь в конце двух последних периодов:
╔ | Подуй, подуй, | погодушка |
╚ | Немаленька | я. / / / | ╔ | Раздуй, развей | рябинушку |
╚ | Кудрявеньку | ю! / / / | ╔ | Не вызревши, | рябинушку |
╚ | Нельзя зало | ми´ть. / / / | ╔ | Не вызнавши | сударушку |
╚ | Нельзя замуж | взять. / / / | Как правило, приемы ритмической инверсии встречаются у поэтов, которым близко народное творчество. Вот несколько примеров:╔ Коло | кольчики зве | нят, /
╚ Бара | банчики гре | мят. / ╔ | А лю | ди-то, люди, | / /
╚ Ой лю | шеньки-люли. | / /
(А. Пушкин)╔ | Свечерело. | Дрожь в конях, / |
╚ | Стужа злее | на ночь; / / | ╔ | Заворочал | ся в санях / |
╚ | Михайло И | ваныч. / / | ╔ ...Прибежали | той порой / |
╚ | Ямщик и во | жатый. / / |
(Н. Некрасов)╔ | Гой ты, ветер, | не шуми / |
╚ | В зеленой ра | ките! / / | ╔ | Колокольчи | ки мои, / |
╚ | Звените, зве | ните! / / |
(А. Толстой)╔ | Что за горе? | Плюнь да пей! / |
╚ | Ты завей е | го, завей / | ╔ | Веревочкой | горе! / / |
╚ | Топи, тоску | в море! / / |
(Ап. Григорьев)╔ | Мальчики да | девочки / |
‖ | Свечечки да | вербочки / |
╚ | Понесли до | мой. / / / | ╔ | Огонечки | теплятся, / |
‖ Прохожие крест | ятся, / |
╚ | И пахнет вес | ной. / / / |
(А. Блок)В трехдольных размерах ритмическая инверсия встречается редко:
| Я, матерь | божия, ныне с мо | литвою |
| Пред твоим | образом, | ярким си | янием...
(М. Лермонтов)
| Как я люб | лю ее | в первые | дни, / / |
| Когда о | елке / | толки од | ни! / / |
(Б. Пастернак)
У С. Кирсанова есть несколько стихотворений, написанных трехдольником с систематически проведенной ритмической инверсией, например:
| Отчего | чудится | старина | мне? / / |
| Крыши изб | грудятся | в смоляном | сне. / / |
| И чадят | зарева, | и кричат | матери: |
| Кровью чад | залило | в теремах | скатерти | ,
| И лежат | воины, | а на них | вороны, |
| Их зрачки | склеваны | сквозь шелом | кованый. |
(«Два сна»)
В стиховедческой литературе явление ритмической инверсии известно под различными названиями: Н. Надеждин, говоря о силлабических стихах, назвал это явление образно «переливом ударений», Божидар — «перевертнем», В. Жирмунский — «переакцентуацией», Р. Якобсон — «сдвигом ударений». См. также биметрия.Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия
Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская
1966